Ссылки для упрощенного доступа

"Военное досье" WikiLeaks и политическое противостояние в Ираке


Малколм Смарт: Почему американские военные согласились передать тысячи заключенных иракским силам, которые столь откровенно повинны в систематических пытках и издевательствах над узниками. И эта передача полномочий происходила в период между январем 2009-го и июлем этого года. В этом соглашении о передаче тюрем и заключенных, достигнутом между американскими военными и иракской стороной, не было оговорено никаких гарантий соблюдения прав человека. В свое время мы призывали внести в документ эти гарантии, но не получили никакого ответа от американских властей. А теперь, как мы понимаем из документов, опубликованных в результате утечки информации, даже в то время американские военные сообщали командованию о серьезных случаях пыток и надругательств над заключенным, которые проводили иракские охранники. Возникает только вопрос: Что случилось с этой информацией? Что было сделано на основании этой информации? Эти факты расследовали? О них сообщили иракскому правительству? Соединенные Штаты что-нибудь предприняли? И как они могли продолжать передачу заключенных иракской стороне в этой обстановке присущих иракским силам безопасности систематических и повальных надругательств?

Ирина Лагунина: Сотрудник правозащитной организации "Международная амнистия" Малколм Смарт задает именно те вопросы, которые и должны следовать из опубликованных интернет-сайтом WikiLeaks 400 тысяч секретных документов об иракской войне. Потому что на самом деле новой информации в них мало – в основном это подтверждение того, о чем все говорили, что подозревали, к чему приходили в результате анализа развития ситуации в Ираке. Возможно, единственная новая информация в них – это данные о количестве гражданских лиц, погибших в ходе внутреннего гражданского конфликта. Напомню, как представил эту информацию создатель WikiLeaks Джулиан Ассанж на пресс-конференции в Лондоне.

Джулиан Ассанж: В этих материалах документация смерти 109 тысяч человек. Заявлено, что в конфликте погибли 66 тысяч гражданских лиц. Работая с ресурсом Iraq Body Count, мы выявили около 15 тысяч ранее не задокументированных и неизвестных случаев смерти гражданских лиц в ходе насилия в Ираке.

Ирина Лагунина: I
raq Body Count – это неправительственная организация, которая ведет подсчет погибших в Ираке, опираясь в основном на данные официальных лиц, полиции, прессы. Эти 15 тысяч человек погибли, как следует из анализа, проведенного организацией, в результате заказных убийств, выстрелов, сделанных на ходу из машины, перестрелок на блокпостах, а также пыток и истязаний. Это – единичные смерти. И подсчеты WikiLeaks, как завила в интервью моим иракским коллегам министр по правам человека Ирака Виждан Михайл, совпали с данными ее ведомства.

Виждан Михайл:
Что касается количества погибших в Ираке, то мы уже опубликовали наши данные за период с 2003 по 2009 годы. Мы, иракское правительство и министерство по правам человека, считаем, что число погибших составляет 101 тысячу человек, то есть достаточно близко к тому, что указывает WikiLeaks.

Ирина Лагунина:
За спорами по поводу данных жестокой статистики войны в Ираке и за словесными перебранками по поводу легальности и оправданности устраивать такие утечки секретной информации незаметным прошло воздействие этой утечки на политический расклад сил в иракской верхушке. Для премьер-министра страны Нури аль-Малики, чья партия не набрала необходимого большинства на прошедших весной парламентский выборах, но кто был близок к созданию коалиции и остаться на второй срок во главе кабинета министров, утечка WikiLeaks – политическая подножка. Пытки заключенных, о которых идет речь в досье, - это в основном пытки суннитов шиитскими силами, подконтрольными премьеру. Пик разгула пришелся на 2006-2007 годы, пик межконфессионального конфликта в стране. Аль-Малики и тогда обвиняли в том, что он слишком долго ничего не делал по поводу бесчинств шиитских боевых отрядов клерика Муктады ас-Садра. Эта шиитская милиция, в конце концов, была разбита правительственными силами. Сам ас-Садр удалился в иранский город Кум. Теперь именно в этот город и при поддержке Ирана ездил посланник нынешнего премьер-министра с предложением к ас-Садру вступить в коалицию. Иными словами, история повторяется. И иракское правительство может вновь быть сформировано по этнико-религиозному принципу: шииты плюс курды. И, как и в прошлый раз в 2006 году, сунниты почувствуют себя ущемленными, поддержка "Аль-Каиды" будет возрастать, спираль насилия раскручиваться. Утечка WikiLeaks в каком-то смысле упредила это развитие событий. Не случайно помощник премьер-министра аль-Малики Али аль-Мусави начал в интервью нашей радиостанции в первую очередь отрицать незаконность арестов, не говоря о том, что арестованные сунниты, и уж тем более не акцентируя внимания на проблеме пыток:

Али аль-Мусави:
Все эти разговоры о задержанных звучат так, как будто эти задержания производились незаконно. Это не так. Мы опровергаем все средства информации, которые распространяют данные о том, что хоть одно задержание было произведено незаконно.

Ирина Лагунина: Некоторые приближенные к аль-Малики в последние два дня в интервью прессе заявляли, что утечка WikiLeaks - это преднамеренная кампания с целью отстранить аль-Малики от власти. С таким же заявлением выступило во вторник и правительство Ирана. Представитель министерства иностранных дел заявил, что "у него есть серьезные сомнения относительно подозрительных разоблачений WikiLeaks". Документы показывают, что Иран снабжал оружием отряды ас-Садра и еще одну шиитскую организацию. Дошло до того, что стали появляться слухи, что США преднамеренно это сделали, чтобы подорвать влияние аль-Малики, отношения с котором у Вашингтона в последнее время ухудшились. Это, конечно, сильное преувеличение, но утечка на самом деле дала серьезные аргументы противникам аль-Малики и партии аль-Арабия, которая набрала больше всех голосов на выборах, опираясь на политическую, а не на конфессиональную платформу. Сторонник партии аль-Арабия Ахмед аль-Алвани

Ахмед аль-Алвани: Это очень серьезный вопрос – речь идет о человеческих жизнях. И надо смотреть проблеме в лицо. Есть Международный уголовный суд, который в данном случае должен принять меры. Любой, кто совершал преступления против человечности, должен предстать перед судом. Будь то представитель власти или обычный подчиненный.
XS
SM
MD
LG