Ссылки для упрощенного доступа

Триумфальную раскопали напрасно?


Котлован на Триумфальной площади сделал её непригодной для митингов
Котлован на Триумфальной площади сделал её непригодной для митингов
На Триумфальной площади, выбранной движением "Стратегия 31" для проведения своих акций, завершился первый этап археологических раскопок. Несмотря на то, что эта территория была населена много столетий назад и один культурный слой следует за другим, находки московских археологов, по мнению специалистов, нельзя назвать впечатляющими.

Когда на площади у памятника Маяковского появились ограждения (в связи со строительством подземного паркинга и предшествующими этому археологическими работами), все стали вспоминать другую площадь, Манежную. Некогда она была местом грандиозных митингов, но вырыли гигантский котлован – и традиция акций протеста прервалась.

Несколько дней назад, 31 октября, защитники 31-й статьи Конституции пытались уничтожить забор на Триумфальной. Вскоре и это место станет совсем непригодным для митингов…

Археологические работы были начаты 10 октября, но до того, информирует главный археолог Москвы Александр Векслер, была проведена серьезная подготовительная работа:

– Были изучены все известные письменные документы, планы этой территории, очень важной в истории Москвы. По трассе современного Садового кольца стояла самая большая земляная крепость Москвы, была размещена слобода ямщиков, там были конюшни и т. д. Во время раскопок обнаружены предметы быта, посуда. Как известно, от Петра Великого по России распространилось курение. Так вот, здесь были найдены трубки – московской работы, и привозные, из Голландии. Люди московские всегда квасили капусту – найдены инструменты, которыми секли капусту…

Напротив Концертного зала имени Петра Чайковского, на огороженной части Триумфальной площади, стоит вагончик, и в нем – те самые находки, о которых рассказывал главный археолог Москвы Александр Векслер:

– Бутылка – конец XIX-начало ХХ века. Три почти полных курительных трубки, мундштуку, фрагменты и даже целый ключ. Находится очень много печных изразцов. Монеты – даже петровского времени. Стеклянные бутылочки из-под духов и из-под лекарств. Очень много керамики, посуды… Есть пуговица от одежды, очень хорошо сохранившаяся…

Этот комплекс находок Александр Векслер называет очень важными и замечательными. У главного археолога Московского Кремля Татьяны Пановой другая оценка:

– То, что обычно находят в слоях XVIII века и позже, конечно, особо важными находками не назовешь. Вещи эти известные, описанные, в музейных собраниях представленные достаточно хорошо. Идет вполне рядовой материал. У Александра Григорьевича Векслера есть такая манера: любой изразец (а их мы находим сотнями и тысячами) он считает уникальным и журналистам старается это всегда внушить.

– Объявлено, что Триумфальная площадь будет исследована археологами в течение года. Территория тут большая. Достаточно ли назначенного срока для фундаментальных исследований?

– Думаю, такую площадь вскрыть, не нарушая методику работ, довольно сложно. Там культурный слой, видимо, достаточно мощный, должны быть и материалы конца XV века. В XVI, XVII веках на этом месте строили городские укрепления. Площадь огромная… Я просто вспоминаю Манежную площадь, которую целиком ведь так и не вскрыли, было только десяток раскопов небольших.

Но там же был огромный котлован. Говорили, что все это раскопки.

– Котлован был огромный, но нормальные раскопки проведены далеко не полностью. Мы можем об этом судить хотя бы по количеству находок. С 30 тысяч квадратных метров – всего 3 тысячи находок. Это почти ничего. Мы в 2007 году копали в Кремле с Институтом археологии. Раскоп площадью примерно 600-700 квадратных метров дал 4,5 тысячи находок. Я уж не говорю о сотнях тысячах образцов керамики, костей животных, кожаных изделий и т. д. Тогда были и уникальные находки, включая берестяную грамоту (редчайшая вещь в Москве), редкие предметы вооружения… А что касается раскопок на Триумфальной… Если с такой огромной площади будет столько же находок, сколько было с Манежной, и, в основном, поздних, – это мизерный результат.

– Чем вы объясняете, что на Манежной было так мало находок?

– По-видимому, методика не соблюдалась. У нас положено копать пластами по 20 см. Если же копают пластами по 80 см вместо 20, то выборка материала идет очень незначительная.

По методике, каждые 20 см раскапываются, просматриваются, все находки выбираются. А я читала отчет по Манежной площади, там пласты были по 80 см – и находок очень мало, потому что многое пропускается.

В 2004 году я наблюдала работы на гроте в Александровском саду и видела, как экскаватором грузили культурный слой в машины. Там же раскопали небольшой участок – 8 на 8 метров, по-моему. Как там все остальное происходило, могу себе представить. Наверное, по такой же методике, как и на Манежной площади. Я ходила мимо много раз и видела, как грунт грузился сразу в носилки. Из носилок выбирались какие-то крупные предметы, а остальное все уходило практически без просмотра, – рассказывает Татьяна Панова.

Такая экспресс-археология очень удобна для строителей. Не беда, что создается только видимость исследовательской деятельности. Зато возведение очередного торгового центра или автостоянки не откладывается в долгий ящик.
XS
SM
MD
LG