Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о Викторе Черномырдине


Виктор Черномырдин
Виктор Черномырдин
В среду утром, 3 ноября, в Москве на 73-м году жизни скончался Виктор Степанович Черномырдин. Соболезнования в связи с кончиной Виктора Черномырдина выразили президенты Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Украины, руководители российских регионов, депутаты, известные политики, правозащитники, представители оппозиции. Черномырдин возглавлял правительство России с 1992 по 1998 год. С 2001 по 2009 год был послом России на Украине. Он будет похоронен в пятницу на Новодевичьем кладбище. Прощание с Виктором Черномырдиным состоится 4 ноября в Доме приемов правительства России. Бывший премьер-министр России будет похоронен в пятницу на Новодевичьем кладбище в Москве.

Владимир Кара-Мурза: В среду пришло печальное известие: на 73 году жизни скончался бывший премьер-министр России Виктор Степанович Черномырдин. Последние месяцы он тяжело болел. Черномырдин возглавлял правительство России с 92 по 98 год. На период его премьерства пришлись смена социально-экономического строя, первая чеченская кампания. 8 лет Черномырдин проработал на посту посла России на Украине, а после возвращения из Киева в прошлом году занял пост специального представителя президента по вопросам экономического сотрудничества с государствами, участниками СНГ. В конце 92 года в момент очередного обострения отношений между Ельциным и Верховным советом глава государства принял решение назначить именно Черномырдина главой кабинета. В 96 году тот даже менее чем на сутки формально возглавил страну во время операции на сердце, которую перенес тогда президент Ельцин. Однако в апреле 98 года Борис Ельцин принял неожиданное для всех решение уволить Черномырдина и назначить вместо него молодого заместителя министра топлива и энергетики Сергея Кириенко. После того, как в разгар экономического кризиса Черномырдин не смог преодолеть сопротивление думы и вернуться на пост премьера, он фактически отказался от активной роли в политике и вскоре после избрания Путина президентом уехал на Украину послом. Каким останется Виктор Черномырдин в памяти политиков и соотечественников, об этом мы сегодня говорим с бывшим председателем Государственной думы Российской Федерации Иваном Рыбкиным, бывшим секретарем Совета безопасности Российской Федерации и бывшим главой администрации Ельцина Сергеем Филатовым. Когда вы познакомились с Виктором Степановичем Черномырдиным?

Иван Рыбкин: Впервые с Виктором Степановичем Черномырдиным мне довелось познакомиться давно. В 88 году я руководил Советским районом города Волгограда, и в районе было крупнейшее предприятие завод имени Петрова, который готовил много из оборудования для нефтегазовой промышленности. Более того, нашу продукцию покупали и норвежцы, и британцы для разработки месторождений на шельфе Северного моря. Он приезжал с инспекционной поездкой, будучи одним из руководителей нефтегазового комплекса страны. Это было шапочное знакомство, мало запомнившееся мне и ему. А подробное наше знакомство состоялось уже как раз в тот период, когда он руководил "Газпромом", тем объединением, которое он возглавил с самого момента создания, с 89 года. И пришел в Верховный совет, тогда через Верховный совет утверждались все в должностях. Утвержден заместителем председателя правительства, а потом и председателем правительства. Я в то время руководил фракцией "Коммунисты России". Не скрою, что во фракции были большие сомнения, кого поддерживать, кандидатур было много при том памятном голосовании в 92 году. Тогда особенно плотное было знакомство, разговор подробный по всем направлениям возможной деятельности премьера. И фракция исходила из того, что, наверное, можно поддержать Виктора Степановича Черномырдина. Нам импонировало, что это было человек, прошедший все ступеньки хозяйственной деятельности прежде всего, и руководитель такого непривычного для Советского Союза рыночного образования концерна "Газпром", только что созданного в 89 году. И когда он на трибуне сказал, что "я за рынок, но не за базар", конечно, это вызывало симпатию, и многие из фракции поддержали его кандидатуру тогда.

Владимир Кара-Мурза:
Стала ли для вас неожиданностью кандидатура Виктора Степановича Черномырдина на пост преемника Егора Гайдара в декабре 92 года?

Сергей Филатов: Во-первых, неожиданным, конечно, было то, что сняли Гайдара. И когда его сняли, мы видели, как заметались все вокруг Бориса Николаевича, да и сам он заметался, потому что надо было искать новую кандидатуру. И тогда на помощь пришел сам Съезд народных депутатов, который предложил пять кандидатур рейтинговым голосованием, из которых Ельцин мог выбирать себе предложения по премьеру. И надо сказать, мы очень боялись, по-моему, он сам боялся Скокова предлагать, вторым был еще кто-то, третьим был Черномырдин, вот на нем Борис Николаевич и остановился. Он мучительно, хотя времени не было, но очень мучительно думал. Я буквально в последние минуты перед тем, как он зашел на трибуну, мы с ним на пути встретились и обменялись. Он сказал: спокойно все, у меня решение есть, сейчас я его объявлю. И он спокойно вышел на трибуну и объявил, что он предлагает Черномырдина. Но он понимал, что по всем пяти съезд дает ему обещание, что поддержит, но, тем не менее, разгорелась нешуточная борьба. Потому что многие считали, что он уничтожит реформы рыночные и поведет нас советским путем. Каково было удивление всех, когда он фактически и команду сохранил гайдаровскую, немножко видоизменив, своих людей, кого знал из советского периода, пригласил, и практически начал продолжение реформ. Своеобразно, по-своему, но он одновременно и учился, мы это видели все, он учился рынку и не стеснялся, что учился. Но курс он повел. Хотя это многим не понравилось, потому что посчитали, что он введет другую систему, близкую к советской. Но все-таки он понимал, в этом его разум и заключается, он понимал, что страна требует преобразований, прежде всего экономических преобразований. Вообще в политику он особо не лез, его привлекли в "Наш дом – Россия", но это не его. Его – это все-таки хозяйство, его – это экономика. И он этим увлеченно занимался и все силы этому отдавал - это было видно.

Владимир Кара-Мурза: Борис Немцов, бывший губернатор Нижегородской области и бывший вице-премьер правительства России, сохранил добрую память о совместной работе с Виктором Черномырдиным.

Борис Немцов: Я действительно долго работал с Виктором Степановичем. Он такой, знаете, настоящий русский мужик, очень по-народному мудрый, опытный, достаточно осторожный. И очень многие считали, что он "красный директор", а по сути он хоть имел советское происхождение, но совком никогда не был. Черномырдин был человеком безумно фольклорным, с чувством юмора и с каким-то удивительным ощущением русского языка, я думаю, ни у кого такого нет. Вот это чувство юмора позволяло ему переживать довольно тяжелые моменты. Тем не менее, работа в тяжелое время надорвала его здоровье. Я думаю, что он так рано ушел, потому что более пяти лет в начале 90 руководить страной – это не шутка, и даже такой крепкий организм, закаленный, этого, видимо, не выдержал. Мало хороших людей во власти, еще меньше добрых. Черномырдин был ровно таким.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG