Ссылки для упрощенного доступа

Формула-1 – командный вид автоспорта?


Пилоты команды "Ред Вулл" Марк Уэббер (слева) и Себастьян Феттель в Сильверстоуне, 11 июля 2010 г
Пилоты команды "Ред Вулл" Марк Уэббер (слева) и Себастьян Феттель в Сильверстоуне, 11 июля 2010 г
Командный порядок или командное соперничество – этот вопрос стал главным за две гонки до конца сезона. В принципе, обсуждение такого вопроса выглядит странно: правила Формулы-1 ясно запрещают любой командный порядок – то есть, ситуацию, когда положение в гонке пилотов одной команды зависит не от их борьбы на трассе, а от решения руководства этой команды.

Однако многие обитатели и наблюдатели мира Ф1, прежде всего, из англоязычной его части, в последние недели выражали недоумение – как это команда "Ред Булл", обладающая сильнейшей машиной в чемпионате, все никак не решит поддержать всеми силами одного из своих гонщиков, а именно австралийца Марка Уэббера. Его карьера подходит к концу, но, пожалуй, это лучший его год: Марк начинал вторым, а к середине сезона выбился в лидеры чемпионата.

Ответ находился быстро – команду, принадлежащую астрийцу Дитриху Матешицу, давно обвиняют в фаворитизме. Утверждается, что в "Ред Булл" хотят видеть своим чемпионом сверхновую немецкую суперзвезду Себастьяна Феттеля. И подтверждений тому в чемпионате было достаточно. Вместе с тем, с середины сезона, когда возникла общественная кампания по поддержке Уэббера, в "Ред Булл" явно растерялись – и с тех пор постоянно твердят, что относятся к гонщикам одинаково. Общественность, жаждущая победы Уэббера, не успокоилась, и стала теперь требовать не равного отношения, а поддержки австралийца. После южнокорейского этапа, где Уэббер провалил гонку – единственным из главных претендентов на титул! – у "Ред Булл" хватило сил вновь заявить о равном подходе к гонщикам (Феттель тоже гонку не закончил, но по уважительной причине – у него сгорел двигатель, и он его даже доблестно тушил).

Драматическая оплошность Уэббера стоила ему лидерства в чемпионате, но про-уэбберовская общественность все последние дни приводила следующие соображения. По общему мнению, сейчас Феттель быстрее Уэббера, "Ред Булл" сильнее других машин, но нынешний лидер чемпионата Фернандо Алонсо из "Феррари" наступает им на пятки. Таким образом, прогноз на последние две гонки одинаковый: если нет форс-мажорных обстоятельств, два раза ожидается финиш Феттель-Уэббер-Алонсо. В этом случае, указывает общественность, Алонсо выигрывает чемпионат, уводя титул из-под носа "Ред Булл" – обладателя сильнейшей машины сезона. А вот если Феттель в последних двух гонках пропустит вперед Уэббера, австралиец станет чемпионом (тут, неизменно и жалобно добавляется, что, мол, Уэббер – ветеран, вот-вот уйдет из гонок, прекрасный человек, любимец публики, пусть хоть разок, напоследок, станет чемпионом, а Феттель еще в своей жизни наполучает этих титулов видимо-невидимо).

Люди, не испытывающие такого восторга от Уэббера, замечают специфические черты австралийского спортсмена. Когда Уэббер после истерических криков о нечестном отношении к нему в команде сам вырвался вперед в чемпионате, он довольно быстро заговорил о том, что "Ред Булл" стоит сделать его первым номером. Открыто к тому же призывал его менеджер Флавио Бриаторе – одна из самых одиозных личностей Ф1. В последней – корейской – гонке многие заметили еще один момент, дающий повод для размышлений. Уэббер, совершивший ошибку и вылетевший в отбойник, после этого не затормозил, а покатился поперек трассы, в результате чего вынес из гонки пилота "Мерседеса" Нико Росберга. Росберг затем в своем Твиттере написал: "Черт, не понимаю, почему Уэббер не затормозил. Было очевидным безумием катиться назад через трек".

Злые языки (в частности, знаменитый прежде гонщик Герхард Бергер) заявили, что Уэббер стремился вынести не Росберга, а кого-нибудь из шедших следом основных оппонентов в чемпионате – Алонсо или Льюиса Хэмилтона. Глава "Ред Булл" Кристиан Хорнер эти предположения отмел как смехотворные, но его объяснения, почему австралиец не нажал на тормоз после удара об отбойник, тоже выглядели не совсем серьезно. Уэббер же в своем Твиттере демонстрировал фотографии своей новой стрижки, срывая восторженные комментарии публики, особенно ее женской части.

Итог дискуссии о командном порядке, конечно, будет подведен перед последней гонкой в Абу-Даби – после Бразилии и в зависимости от ее результатов. С одной стороны, все рассуждения о справедливости в Формуле-1 вызывают усмешку. С другой, открытые призывы нарушить правило, запрещающее командам диктовать порядок своим гонщикам, звучат дико, – как, впрочем, и призывы делать это не нагло, не вызывающе. Особенно на фоне потенциального скандала в случае победы в чемпионате Алонсо с минимальным преимуществом. "Феррари" давно и открыто называет Алонсо своим первым номером, и в Германии его пропустил вперед второй номер команды Фелипе Масса. Это привело к взрыву негодования той же общественности, разбирательству в FIA и денежному штрафу для команды. Общественность подчеркнула, что денежный штраф – недостаточен, и что если Алонсо выиграет чемпионат с отрывом менее 7 очков (столько он выгадал в Германии), то этот титул может быть опротестован. Как подобная возможность сочетается с призывами отдать приоритет в "Ред Булл" Уэбберу, неясно. (Собственно, все, что сейчас можно потребовать от Феттеля, не опасаясь санкций, – не обгонять Уэббера, если немец окажется сзади австралийца, но это и так маловероятно). Весь этот разноречивый хор мнений, конечно, движим не стремлением к справедливости, а страстью к гонкам и гонщикам… и тем, может быть, и прекрасен!

Справедливости же в Формуле-1 нет. "Ред Булл", декларируя ее, действительно рискует потерять чемпионский титул в год, когда он вполне может быть командой выигран. Команда уступила общественному давлению и заявила о равных правах гонщиков – теперь от нее требуют поддержать Уэббера. Если бы команда настаивала с самого начала на поддержке Феттеля, на которого все равно собирается, по ее собственному признанию, работать в будущем, сейчас немец мог бы лидировать в чемпионате (например потому, что Уэббер пропустил бы Феттеля в Турции, где в реальности они столкнулись). Теперь же эта "равная" позиция "Ред Булл" завела команду довольно далеко.

Правы циники: упустить титул с самой сильной машиной – колоссальный удар и по команде и по средствам, в нее вложенным. После Бразилии в "Ред Булл" будет существовать только прагматическая позиция. Если шанс будет у Уэббера, команда сделает его своим первым номером, но только на одну гонку. Потому что иначе она рискует утратить расположение Феттеля, с которым многие связывают будущее Ф1, и которого многие будут рады переманить. С другой стороны, и Феттель, превосходный прагматик, на одну гонку, вероятно, примет на себя обязанности второго номера – но только, если утратит на Интерлагосе шансы перехватить у Алонсо уже в этом году звание лучшего гонщика Формулы.
XS
SM
MD
LG