Ссылки для упрощенного доступа

Рассказ о работе Польского Хельсинкского фонда по правам человека


Людмила Алексеева
Людмила Алексеева
Ирина Лагунина: Одной из самых мощных, профессиональных и активных правозащитных организаций в Европе является Польский хельсинкский фонд по правам человека. Сотни правозащитников прошли через школы по правам человека, созданные этой организацией, представление о соблюдении прав и свобод в этих учебных программах получили тысячи сотрудников правоохранительных органов, учителей, врачей, студентов. Если посмотреть российский Интернет, то деятельность этого фонда можно обнаружить почти по всему бывшему советскому пространству. Руководителем Польского хельсинкского фонда по правам человека последние 7 лет является Данута Пшевара. С ней беседовала Людмила Алексеева.

Людмила Алексеева: Моя собеседница Данута Пшевара руководитель польского Хельсинского фонда по правам человека. Эта организация хорошо известна правозащитникам всех стран на постсоветском пространстве и стран Восточной Европы, бывших советских сателлитов. Этот фонд помогал обучать и правозащитников, и чиновников во всех этих странах тому, что такое права человека и как добиваться их соблюдения. Им с самого начала его основания руководили активисты "Солидарности". Данута, расскажите нам об этой организации.

Данута Пшевара: Фонд, который построили члены подпольного Христианского комитета в Польше в 89 году после изменений в Польше. В это время, когда мы начинали строить в Польше новую политическую систему. Мы думали, чем нам надо заниматься. В подполье это было просто, мы знали, что есть нарушения прав и свобод человека, что нам надо на них обращать внимание, надо все очень детально описывать и очень громко кричать на весь мир, что в Польше власть нарушает права и свободы человека. В 89 году много из наших друзей пришли к власти. Изменилась власть, мы начинали строить новую политическую систему. И нам надо было ответить на вопрос, что дальше.

Людмила Алексеева: Контролировать собственных друзей.

Данута Пшевара: Да, контролировать собственных друзей. Но мы тоже знали, что каждая власть нарушает права и свободы человека, даже из друзей. Авторитарная, тоталитарная власть нарушает очень сильно, демократическая власть не так сильно, но ей тоже может быть не по пути, чтобы защищать права и свободы каждого человека. Так что мы решили, что мы будем продолжать свою работу. И это была одна из веток того, что мы хотели делать. Вторая ветка - это мы подумали, что надо сделать что-то, чтобы тоталитарная система уже не возвратилась в Польшу. И мы поставили вопрос разным экспертам, что нам нужно делать. Они просто ответили: надо образовывать людей так, чтобы они узнали, какие у них права, какие у них свободы и как их они могут защищать и внутри страны, и на международном уровне. И для этого мы начали организовывать разные образовательные программы. Но к этим программам мы решили, что будем приглашать не только людей из подполья, не только оппозицию, но тоже чиновников, учителей, врачей.

Людмила Алексеева: Чтобы их тоже учить.

Данута Пшевара:
Чтобы их учить вместе с бывшей оппозицией. И есть, что получилось. Когда я смотрю на многие из семинаров, которые мы теперь делаем, например, для полицейских в Польше или для милиционеров из стран СНГ, эти семинары проводит бывший полицейский. Между нашими выпускниками школы по правам человека, которую мы проводили, много людей, которые работали в этих учреждениях, и в пенитенциарной системе, и полицейскими, и теперь они тоже являются тренерами наших школ и продолжают работу. Это успешно происходит. То, что для нас очень важно - это то, что если такой бывший полицейский, который теперь является тренером Хельсинского фонда, начинает проводить семинар для полицейских других, они не могут сказать, что вот пришел какой-то сошедший с ума правозащитник и говорит, о чем он никакого понятия не имеет. Потому что он просто отвечает: я бывший полицейский, я очень хорошо знаю, что это полезно не только для подчиненных, но для меня и других полицейских. И это возможно сделать. Для нас было очень важно то поддерживание силы и независимости третьей власти.

Людмила Алексеева: Судебной власти.

Данута Пшевара: Судебной власти. Нет лучшего инструмента для того, чтобы смотреть на руки остальных ветвей власти, законодательной и исполнительной, как судебная власть, независимая судебная власть. Но здесь надо обратить внимание на то, чтобы судья почувствовал свою ответственность за демократию в своей стране. У нас это получилось.

Людмила Алексеева: Вы судей тоже учили?

Данута Пшевара: Да, мы учили судей в Польше, но мы учили вместе с профессором Лентовской и судей из Российской Федерации

Людмила Алексеева: Кто такая Лентовская, напомните нашим слушателям.

Данута Пшевара: Это первый польский омбудсмен, она стала омбудсменом еще во время коммунистической системы, и она указала, как разумно можно и в коммунистической системе вести себя, чтобы защищать право и свободы граждан, смотря на закон, который в это время был принят. Но если человек хорошо чувствует, что это права и свободы, можно на этом посте очень хорошо делать. Она стала членом Хельсинского комитета в Польше, когда она перестала быть омбудсменом, это был 92 год, и потом сотрудничала с Хельсинским фондом в рамках программ, которые мы вели для журналистов и для судей. И вместе для журналистов и для судей, чтобы один хорошо понимал друг друга и хорошо говорил о своей работе.

Людмила Алексеева: Вы проделали очень большую работу в Польше, но вы стали работать и в других странах.

Данута Пшевара:
На самом деле это было так, что в 90 году мы поняли, что то, что мы получили от наших западных друзей, нам надо отдать друзьям из коммунистических стран. И для того уже в 90 году построили первую международную летнюю школу по правам человека, на которую мы пригласили участников из Советского Союза и других стран Центральной Европы. Эта программа работает до сих пор. В этом году мы организовали 21 международную летнюю школу по правам человека и есть очень много кандидатов, которые захотели, я думаю, что еще будут приезжать к нам.

Людмила Алексеева: Данута, чем занимается фонд сейчас?

Данута Пшевара: На самом деле мы делаем то, что мы делали от начала. Мы продолжаем и юридические программы, и защищаем права и свободы польских граждан, делаем разные мониторинги. Но очень важная часть деятельности фонда – это образовательные программы, это уже не школа по правам человека. Потому что во многих вузах Польши можно получить знания по правам и свободам человека и нет смысла, чтобы фонд продолжал.

Людмила Алексеева: Вы добились этого?

Данута Пшевара: Да, но права и свободы человека – это очень полезный инструмент. И правовые законы, на которые можно ссылаться, если я буду защищать права и свободы людей, их надо узнать, этому надо учиться. И об этом знают молодые люди, в вузах они идут на разные лекции, мастер-классы, чтобы этому учиться. Но теперь мы делаем кинофестиваль "Права и свободы человека", и есть образовательные проекты для юристов, для адвокатов, для судей, для учителей. Мы продолжаем международные образовательные программы и тоже делаем разные проекты вместе с партнерскими организациями из стран СНГ, в которых работают выпускники наших летних, зимних школ и высшего международного курса по правам человека, последнего ребенка Марека, который очень радовался, что этот курс нам удалось организовать.

Людмила Алексеева: Скажите, Данута, при Мареке на телевидении велась обязательная программа по правам человека. А есть ли это сейчас?

Данута Пшевара: Уже у нас нет такой программы по публичному телевидению. Но мы подготовили более 30 фильмов образовательных, и они еще работают и в частных, и в публичном телевидении. И очень часто экспертов Хельсинского фонда приглашают для того, чтобы они делали комментарии по проблемам, связанных с правами и свободами человека и с нарушениями, чтобы толковали то, что происходит в стране с точки зрения прав и свобод человека - это очень часто бывает.
XS
SM
MD
LG