Ссылки для упрощенного доступа

''Книжное обозрение'' Марины Ефимовой



Александр Генис: Вторую часть ''Американского часа'' начнет Марина Ефимова, которая представит слушателям новую книгу о ядерной бомбе, которая пугает 21-е столетие лишь немногим меньше, чем 20-й век.


Richard Rhodes. The Twilight of the Bombs. Recent Challenges, New Dangers, and the Prospects for a World without Nuclear Weapons
Ричард Родес. ''Сумерки бомбы. Недавние затруднения, новые опасности и перспективы мира без ядерного оружия''


Марина Ефимова: ''Сумерки бомбы'' - четвертая книга об истории ядерного оружия, написанная лауреатом Пулитцеровской премии писателем Ричардом Родесом. В первой его книге - ''Создание атомной бомбы'' - эта история ведётся от начала начал:

Диктор: ''Он переходил улицу, когда время, вдруг, дало трещину, и сквозь неё промелькнуло перед ним видение грядущего: массовый ужас, и горе, и смерть, принявшая новые, странные очертания''.

Марина Ефимова:
Дата этой сценки – 1933 год, а ''он'' - физик Лео Сциллард, который именно в этот момент понял, как произвести ядерную цепную реакцию.
Новая книга - ''Сумерки бомбы'' - описывает судьбу ядерного оружия после развала Советского Союза. Эту историю Родес начинает в Ираке – в первой стране, пойманной на нарушении ''Договора о нераспространении ядерного оружия'', подписанного сорока странами 1 июля 1968 года.

Диктор: ''Был сентябрьский день 1991 года, когда инспекторы вошли в помещение багдадского Конструкторского центра. Первый обход ничего не дал. Было очевидно, что улики спрятаны или уничтожены. После четырех часов напрасного кружения по зданию инспекторы наткнулись в подвале на заставленное ящиками помещение, которое раньше они каким-то образом пропустили. И в первом же открытом ими ящике лежал отчет о полугодовой работе над программой создания иракского ядерного арсенала. По рации секретным кодом был дан сигнал ''Нашли!''.

Марина Ефимова:
В тот же день инспекторы вывезли найденный отчет контрабандой, с помощью группы медиков – явно нарушая условия Женевского соглашения. И вовремя, потому что на следующее утро они все были окружены на автостоянке и взяты заложниками. Но материал-то уже ушел, и через четыре дня их отпустили.
Другой описанный Родесом волнующий момент, связанный с судьбой Бомбы, имел место в Крыму 18 августа 1991 года, когда находившийся там в отпуску Михаил Горбачев, вдруг, обнаружил, что у него отключен телефон – верный сигнал заговора. Родес, естественно, сосредоточился не столько на Августовском путче и распаде Советского Союза, сколько на энергичной коллективной деятельности американского Сената в те месяцы, когда стало понятно, что огромное количество советского ядерного оружия остается на территориях бывших советских республик (Украины, Белоруссии и Казахстана, ситуация в которых была еще крайне нестабильна). Вот отрывок из сенатского отчета о результатах этих усилий:

Диктор: ''По договоренности с Россией, до конца 1991 года бОльшая часть советского ядерного арсенала была установлена или складирована на территории России. Тройственное соглашение между Америкой, Россией и Украиной было подписано 1 января 1994 года, и 1 июня 96-го последние ядерные ракеты были вывезены с территории Украины. Тогда же оружие на территории Казахстана было или демонтировано, или уничтожено, и боеголовки последних 18 ракет, находившихся в Белоруссии, были перевезены в Россию''.

Марина Ефимова: ''К сожалению, - пишет рецензент книги Николас Томпсон, - из этих двух эпизодов иракский имел несчастливый конец. Инспекторы нашли доказательства начала создания ядерного арсенала, но не нашли никаких доказательств его продолжения (потому что его и не было). Однако не нашлось и доказательств того, что программа остановлена. И через 12 лет после взятия заложников на автостоянке в Багдаде американские войска вошли в Ирак''. Комментируя эту войну, Томпсон пишет:

Диктор: ''То, что Соединенные Штаты ударили по Ираку, а не по Северной Корее, чей ядерный арсенал уже не был секретом, явило другим нациям печальный урок: за попытку создать атомное оружие вам грозит наказание (Америка может ввести свои войска), но коль скоро вы его уже создали, вы в безопасности (Америка к вам свои войска не введет)''.

Марина Ефимова: Думаю, в своей оценке рецензент допускает некоторое упрощение, объясняя вторжение в Ирак одной единственной причиной (возможно, потому, что эта причина общеизвестна).
Что касается отношений Америки с Россией, то горячей дружбы тут пока не вышло, и две страны вернулись на круги своя: к спорам из-за деталей инспектирования ядерного арсенала и к обмену шпионами.
Ричард Родес – замечательный рассказчик-документалист: приводимые им факты всегда интересны (знаете ли вы, что на содержание и поддержание своего ядерного арсенала Соединенные Штаты тратят ежегодно 50 миллиардов долларов?); исторические подробности в его книгах всегда драматичны; и он обладает редкой среди писателей способностью чётко объяснять технические сложности (например, почему короткая жизнь газа трития спасает нас от паники по поводу чемодана с атомной бомбой, якобы украденной из бывшего Советского Союза).
Единственное обещание из подзаголовка книги, которое Родес не выполняет, это обещание рассказать о перспективах на будущее. Правда, он цитирует выдержку из отчета ''Комиссии Канберры'' (комиссии по ядерному нераспространению, работавшей в австралийской столице в 1996 году):

Диктор: ''Пока хоть одно государство имеет ядерное оружие, остальные тоже будут стараться его приобрести''.

Марина Ефимова:
Это утверждение так же правильно, как и противоположное: ''Если какое-то государство решится уничтожить ядерный арсенал, то сразу противники этого государства постараются приобрести или удержать свой арсенал, чтобы на случай конфликта наверняка иметь военное преимущество''.
Ричарду Родесу – 72 года. Еще есть надежда, что у этого замечательного летописца истории ядерного оружия появится тема для последней, завершающей книги, которая тоже начнется сценкой на уличном переходе, где новому прозорливцу придет на ум идея, как можно навсегда избавиться от Дамоклова меча, висящего над нашими головами.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG