Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

История православия в Чехии и Словакии


Чешское издательство "Русская традиция" опубликовало книгу о становлении православия в Чехии и Словакии. Елена Филипович собрала воспоминания свидетелей исторических событий.

Книга "Свет православия в Чехии и Словакии" посвящена истории православной церкви в Чехословакии в XX веке, которая неразрывно связана с Россией: в конце XIX века на лечение в Карлсбад - как тогда называли Карловы Вары - приезжает российская знать, которая выделяет средства на сооружение первых православных храмов. Позже, в начале прошлого века, с волной послереволюционной эмиграции из России приезжают приглашенные чехословацким правительством в рамках так называемой "Русской акции" белоэмигранты, которые тоже сооружают церкви.

Повествование в книге начинается рассказом о приходе в Моравию проповедников Кирилла и Мефодия, однако большая часть текста - о деятельности православной церкви на территории Чехословакии с момента зарождения государства и до его распада на независимые Чехию и Словакию.

«Когда в 1918 году родилась Чехословакия, из католичества вышли несколько сотен верующих, решивших принять православие» – рассказала в интервью Радио Свобода автор книги Елена Филипович. По ее словам эту церковь окормлял сербский епископ Досифей. В то время он находился в Чехии и согласился окормлять, пока нет своего митрополита. На место митрополита было подано несколько заявлений.

«Одно из них – от католического священника Карла Фарского, который впоследствии стал основателем и первым патриархом Чехословацкой гуситской церкви, а второе – от Матея Павлика, принявшего потом монашеское имя Горазд. Матея Павлика выбрали, потому что Фарский выступал за особую религию. После того, как Горазд принял рукоположение в Сербии, он приехал в Чехословакию, однако здесь не было ни места, где проводить службу, ни денег. Чтобы собрать необходимые средства, он отправился в Северную Америку, где жило много выходцев из чешских земель. В это время Фарский пишет "Катехизис", проникнутый протестантскими идеями, и основывает гуситскую церковь, которая с православием уже ничего общего не имеет. Православные епископы Горазд и Досифей решают отделиться вместе с 10-12 тысячами православных верующих, однако правительство Чехословакии не сразу признало их самостоятельность. Признали их только в 1928 году».

- Для православных самым важным было сооружение храмов. В своей книге вы упоминаете Андрея Коломацкого, который начал строить деревянные, а впоследствии и каменные церкви в Подкарпатской Руси, Моравии и Чехии.

«Андрея Коломацкого называли священник-батюшка. Он был белоэмигрантом, офицером Русской Армии, а потом рукоположен в сан диакона. В Чехословакии он построил 86 православных храмов. Умер в Румберке, городе на севере современной Чехии, куда его послал экзарх Елевферий. Многие верующие тогда думали, что Елевферий его чуть ли не сослал, но он ему жизнь спас, потому что в те годы, это были 50-е, насильно забирали русских в СССР».

После этих событий православная церковь начинает терять своих последователей. Вторым подобным ударом по православию в Чехословакии становится вторжение войск Варшавского договора. Вы пишете, что православная вера ассоциировалась тогда с Советским Союзом, а потому часть верующих решила отделиться и примкнуть к католикам.

«После 1968 года церковь чуть было не распалась совсем. До этого количество прихожан увеличивалось, а после этого часть храмов захватили униаты. Возможно, случилось это потому, что долгое время происходило «оправославливание» униатов – предполагает Елена Филипович. – Дело в том, что глава православной церкви в Чехословакии – экзарх Елевферии – был очень хороший проповедник, и очень многие униаты переходили в православие добровольно. После событий 1968 года прихожане разочаровались и вообще вышли из церкви. По статистике, они переходили не только в грекокатолическую церковь, но и оставались невоцерковленными.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG