Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты – о кремлевских войнах


В требованиях оппозиционных деятелей проверить версию о причастности прокремлевских молодежных движений к избиению журналиста Олега Кашина некоторые усмотрели попытку подорвать позиции первого замглавы администрации президента Владислава Суркова. Ведь именно он курирует эти организации.

Подорвать позиции Владислава Суркова, по версии его сторонников, вознамерился никто иной, как пресс-секретарь президента Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. Волна публикаций на эту тему появилась в многочисленных интернет-изданиях. К союзникам Натальи Тимаковой авторы этих публикаций причислили и Бориса Немцова, который недавно также высказал требование отправить Суркова в отставку.

Политолог Владимир Прибыловский, внимательно следящий за подковерными кремлевскими войнами, считает, что в Интернете существует целая система подконтрольных Владиславу Суркову информационных сайтов, через которые и была проведена атака на Наталью Тимакову:

– В самом верху стоит Сурков, под ним Костин (Константин Костин, заместитель начальника управления внутренней политики администрации президента России. – РС). Под Костиным – Горшенин (глава целого ряда интернет-изданий. – РС), а под ними уже всякие "шестерки". И этих "шестерок" очень интересно читать. У них две идеи. Одна – когда же, наконец, третий срок, когда этот мямля уйдет и вернется настоящий хозяин? И другая идея, что Тимакова – враг режима, служит американцам. Это проговаривается в блогах достаточно откровенно и уже достаточно давно. Последняя атака была очень заметной: вдруг сразу несколько сетевых органов информации, в том числе условно независимые, которые за деньги печатают что угодно, ставят серию однообразных материалов о том, что нападки Немцова на Суркова – это работа на Тимакову. И вот между Тимаковой и Сурковым идет война. Причем, судя по всему, инициаторы это войны – сурковцы. Хотя кто знает… Может быть, Тимакова просто не так откровенно действует…

Политолог Станислав Белковский убежден, что конфликт Натальи Тимаковой и Владислава Суркова был предопределен с самого начала, с момента прихода Дмитрия Медведева на президентский пост:

– Наталья Тимакова была доверенным лицом Медведева, одной из опорных фигур его команды. Она принадлежит к тем немногим людям, которые все эти годы, начиная с 2005-го, верили в то, что именно Медведев станет преемником Путина, – в это в 2007 году, по крайней мере, с марта по сентябрь, верили далеко не все. И одним неверовавших был как раз Владислав Сурков, который делал ставку на Сергея Иванова. Медведев получил Суркова "в наследство". И, конечно, эти чиновники не могут не бороться за ресурсы, тем более, вопреки ожиданиям, Владислав Сурков за последние два с половиной года не только не потерял рычаги контроля над определенными финансовыми потоками, но и нарастил свое влияние. Движения "Наши", "Молодая гвардия Единой России" и другие структуры, которые фактически являются сурковскими кормушками, никуда не исчезли. Поэтому эта борьба существует и будет нарастать. Драматические события вокруг Олега Кашина, Химкинского леса неизбежно будут почвой для этой борьбы. В то же время я бы не стал переоценивать роль Натальи Тимаковой в той информационной атаке на Суркова, которая сейчас идет. Я не думаю, что Тимакова могла как-то инспирировать действия Бориса Немцова, других оппозиционеров и журналистов, которые сегодня призывают к отставке Суркова. Просто для всей российской оппозиции – умеренной и неумеренной, политической и неполитической – Владислав Сурков действительно является самой одиозной фигурой нынешнего режима. Поэтому требования о его отставке органически вырастают в любой момент, когда случаются эксцессы, связанные прямо или косвенно с сурковскими структурами и с сурковскими методами управления внутренней политикой.

Характеристику этим "сурковским методам" одним из первых в российском интернете дал известный блоггер Александр Морозов, который и теперь не отказывается от своих слов:

– Сейчас пишут, что, якобы, за нынешней атакой на Суркова стоит Тимакова, что упоминание Суркова в связи с делом Кашина является целиком следствием какой-то внутрикремлевской борьбы. На мой взгляд, это совершенно не так. Потому что, собственно говоря, политический стиль Суркова был ясен задолго до сегодняшнего дня. Он сложился в 2003-2007 годах. И отнюдь не только Немцов, Милов и Рыжков, которые подписали совместное обращение об отставке Суркова, прекрасно понимают, что из себя этот стиль представляет. Чуть раньше об этом же стиле говорил, например, Ремчуков, главный редактор "Независимой газеты", на "Эхе Москвы". А еще ранее об этом писали очень многие люди, которые участвовали в избирательных кампаниях 2003-2007 года. Одна их характерных черт этого стиля – запугивание и коррумпирование журналистов, создание специальных информационных служб и структур, которые занимаются компрометированием и очернением гражданских активистов. Кроме того, это очень хорошо спланированная система фальсификаций и различных манипуляций на выборах, которые приводят к нужному результату, заранее оговоренному на кремлевских совещаниях. Такой, я бы сказал, латиноамериканский политический стиль – очень грубый, не знающий ограничений в борьбе с теми, кого Сурков и его люди рассматривают как политических противников…

Руководитель политического департамента "Единой России" Алексей Чадаев, который сам работал в команде Суркова, не стал скрывать, что между группой политтехнологов, выросших под опекой Суркова, и теми, кого принято считать союзниками Дмитрия Медведева, существует не только аппаратный, но и политический конфликт:

– Дыма без огня никогда не бывает. Конечно, есть разница в подходах, как мне кажется. Когда Якеменко на встрече с Путиным предлагает заменить уроки физкультуры уроками здорового образа жизни, а Дворкович пишет про это: "Какой ужас!", – тут, собственно, никакой конспирологии не нужно. Ясно, что люди по-разному смотрят на проблему. Понятно, из чего проистекает это различие. Скажем, по охране журналистов налицо разные подходы. Одни считают, что случай с Кашиным – повод для того, чтобы дать журналистам особую охранную грамоту, делающую их такой кастой избранных, своего рода новым дворянством. Другие же полагают, что делить наше общество на касты недопустимо, – приводит пример идеологических разногласий Алексей Чадаев.
XS
SM
MD
LG