Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Европа между Гитлером и Сталиным


Британское издательство "The Bodley Head" опубликовало книгу историка Тимоти Снайдера «Кровавая земля: Европа между Гитлером и Сталиным» (“Bloodlands: Europe between Hitler and Stalin”). Автор сравнивает два режима и рассказывает о миллионах погибших в период правления двух диктаторов – в частности, о судьбах тех, кто оказался на «Кровавой земле», в зоне, где состоялась дружеская встреча, а затем столкновение тоталитарных режимов.

Один из четырех эпиграфов к своей книге Тимоти Снайдер взял из повести Василия Гроссмана «Всё течет»: «Всё течет, все изменяется. Но нельзя дважды попасть в тот же тюремный поезд». Однако можно последовательно попасть в тюрьмы и концлагеря двух вначале друзей, а затем врагов – гитлеровской Германии и сталинского Советского Союза. И такие случаи бывали, когда люди оказывались на «Кровавой земле» – зоне, где вначале состоялась дружеская встреча, а затем столкновение двух тоталитарных режимов. Зона эта лежит между центральной Польшей и европейской частью Советского Союза и включает территории восточной Польши, Украины, Беларуссии и стран Прибалтики. В этой зоне с 1933-го по 1945-й год погибли 14 миллионов гражданских лиц, в большинстве женщины и дети. За эти 12 лет в этой зоне ежегодно убивали более миллиона человек. Обычно общественное мнение на Западе связывает массовые убийства с нацистскими концлагерями и сталинским Гулагом, где Сталин погубил больше невинных жизней, чем Гитлер. В своей книге профессор Снайдер доказывает несостоятельность этого мнения. Работая в архивах России и Германии, он выяснил, что гораздо больше людей погибло за пределами концлагерей – во время немецких и советских бессудных расправ на «Кровавой земле». Огромную роль при этом, по мнению автора книги, сыграл заключенный в 1939 году пакт Молотова-Риббентропа. Без него, считает Снайдер, Гитлер не смог бы приступить к массовому убийству евреев в Польше, а Сталин – депортировать десятки тысяч жителей Эстонии, Латвии и Литвы в Сибирь. Как пишет Тимоти Снайдер «Пакт Молотова-Риббентропа был совместной продукцией нацизма и большевизма». В концлагерях третьего рейха погиб миллион человек, тогда как за пределами лагерей было убито десять миллионов. На этой же «Кровавой земле» за эти 12 лет в немецком плену погибли около трех миллионов советских солдат. Только в одной оккупированной немцами Польше умерло от голода и болезней свыше восьмисот тысяч советских военнослужащих.

«Я не рассматриваю политику тоталитарных режимов как сводящуюся к собственным национальным репрессиям» – сказал в интервью РС Тимоти Снайдер, рассказывая о концепции своей книги. – Для меня они общаются, контактируют друг с другом, даже если эти контакты нередко носят идеологический характер, – вроде нелепого убеждения Гитлера, что Советским Союзом руководят евреи. И когда я пытаюсь выяснить, где главным образом гибли люди, я обнаруживаю, что в массе своей люди гибли не в Германии и не в Советском Союзе, а в том самом месте, куда вторглись и где встретились оба эти режима».

Тимоти Снайдер критикует устоявшееся на Западе представление о том, что главными жертвами советского и нацистского террора были узники концлагерей. Он доказывает, что основные массовые убийства с обеих сторон происходили на «Кровавой земле», – за пределами лагерей. Автор убежден, что намного больше народа погибло во время голода на Украине в 32-33-м годах, чем в ГУЛАГе.

«Однако об этом в Советском Союзе хранили молчание. Террор там осуществлялся тайно, – говорит Снайдер. – В народной памяти большой террор 37-38-го годов сохранился как лагеря и расстрелы».

По словам историка, из-за тактики проводимого НКВД террора, люди не знали, о судьбе своих друзей и близких - были они отправлены в ГУЛАГ на пять-десять лет или они расстреляны. Нередко о уже расстрелянных близким сообщали, что они находятся в лагере.

Проходили годы, а то и десятилетия пока правда не всплывала наружу. Лишь только, когда открылись архивы, выяснились подлинные масштабы репрессий.

«Согласно официальной информации, большой террор 37-38 годов унес более 680 тысяч жизней. Это огромная цифра, однако, голод на Украине в 32-33-м годах унес их намного больше – более трех миллионов. В Германии все было несколько иначе, но принцип был тот же. Нам намного больше известно о концентрационных лагерях благодаря их спасшимся узникам. Вот почему Освенцим стал символом нацистской политики террора. Места, где нацисты убивали: Треблинка, Хелмно, Собибор, Белжец, оккупированная часть Советского Союза – известны. Но гораздо труднее узнать о числе жертв там, где не было концентрационных лагерей, потому что в этих расправах почти никто не уцелел. Печальная ирония состоит в том, что мы помним о советских и немецких концлагерях, но на самом деле были места значительно хуже этих лагерей» - считает историк.

В своей книге профессор Снайдер размышляет о сходстве и различиях немецкой и советской стратегий проведения террора. По его мнению, Советский Союз того периода не был страной с откровенно империалистическими тенденциями.

«Это была страна, озабоченная в основном колонизацией собственной территории и модернизацией, – убежден Снайдер. В тех зловещих обстоятельствах украинцы, казахи и, конечно, русские были объектом коллективизации. Террор против так называемых «кулаков», поляков и других групп населения воспринимался как самозащита государства».

Профессор Снайдер утверждает, что в Советском Союзе в основном уничтожались его собственные граждане. Не то было в нацистской Германии с ее откровенно империалистической идеологией. По его мнению, все ее жертвы не были германскими гражданами. Это были жившие за пределами Германии евреи, а также советские и польские граждане. Доктрина, которой в то время придерживалась Германия, состояла в депортации в будущем населения завоеванных территорий на восток, чтобы освободить их для немецкой колонизации. Это фундаментальное различие двух режимов.

«Целью Сталина было не столько завоевание, сколько развитие собственных территорий, в то время как стратегия Гитлера сводилась к разрушению и уничтожению восточноевропейских стран, в частности Советского Союза. Многие считают, что Советский Союз, в отличие от нацистской Германии не был зациклен на расовой проблеме. На самом же деле Сталин, а не Гитлер первым начал уничтожать людей по национальному признаку. Со временем не только классовая, но и национальная принадлежность могла стать поводом для репрессий в Советском Союзе, что сближается с нацистской идеологией».

Сходство обоих режимов в проведении политических репрессий, как повествует автор, особенно заметно в период их союза, когда ими было уничтожено польское государство.

«У Германии и Советского Союза были различные идеологические причины для репрессий на оккупированной ими территории Польши, однако они проводили там сходную политику. Было немало случаев, когда в 1939-41-м годах один брат был убит там немцами, а другой – здесь советскими. Техника реализации репрессий была очень сходной. Например, Советский Союз депортировал в то время триста-четыреста тысяч человек, немцы тоже депортировали столько же. Советский Союз расстрелял там около ста тысяч человек, немцы в этот период уничтожили столько же».

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG