Ссылки для упрощенного доступа

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев – о бегстве капитала из России


Сергей Гуриев
Сергей Гуриев
Отток капитала из России за 10 месяцев 2010 года составил 21 миллиард долларов, только в сентябре-октябре из страны "убежало" 8 миллиардов долларов, сообщил глава ЦБ Сергей Игнатьев. При этом глава Банка России признал, что не в состоянии дать исчерпывающий ответ на причины ускорившегося бегства денег из страны.

О другой динамике оттока капитала пишет экс-зампред Центробанка Сергей Алексашенко в своем блоге. По его данным, за первые 9 месяцев из страны "ушло" 6,7 миллиардов долларов, а за один лишь октябрь – 14,3 миллиардов долларов. "Бизнес не то что бежит, он "драпает" из страны", – констатирует Алексашенко. За разъяснениями, почему осенью столь сильно возросла утечка капитала из России, Радио Свобода обратилось к ректору Российской экономической школы Сергею Гуриеву.

– Чем можно объяснить ускорившийся отток, если не сказать, бегство капитала из России за рубеж за последние два месяца, особенно в октябре?

– Пока непонятно, насколько устойчива эта тенденция. Может быть, это связано с тем, что есть какой-то сезонный фактор. Но, может быть, это связано с политической нестабильностью. Дело в том, что инвесторы до сих пор не понимают, будет ли улучшаться в России инвестиционный и деловой климат, кто будет управлять Россией с 2012 года. Возможно, многие ожидают, что ситуация с правами собственности будет ухудшаться. Кроме того, ряд инвесторов, вероятно, думает, что если приговор Михаилу Ходорковскому не будет оправдательным, то рынок российских акций существенно упадет. Поэтому многие инвесторы выводят деньги из страны заранее, до 15 декабря (когда начнется оглашение приговора по делу Ходорковского – РС).

– Непосредственное бегство капиталов, которое происходит сейчас, связано именно с этим ожидаемым падением российского рынка акций?


– Да, с этим падением, которое может оказаться небольшим, а может быть и крупным. Пока мы до конца не понимаем, какой именно приговор сейчас "заложен" в цены акций. О долгосрочном же тренде притока или оттока капитала из России сейчас говорить сложно. Бегство, как ни странно, происходило с начала года, а сейчас только ускорилось.

– Но один-два года назад говорили, что страны с растущей экономикой, например, Россия, станут выгодным местом хотя бы для спекулятивных вложений, потому что в Европе, США процентные ставки нулевые. Тем не менее, какие-то другие факторы перевесили "привлекательность" России?

– Видимо, с точки зрения инвесторов защита их прав в России не улучшается. Но я думаю, что если начнется обещанная приватизация крупных государственных активов, если будут существенные улучшения в политической системе, то вполне возможно, что капитал вернется обратно.

– Речь до сих пор шла о потоках капитала в Россию и из нее. Что же касается притока в страну нефтедолларов, пока все обстоит более-менее нормально?

– Торговый счет – превышение экспорта над импортом – по-прежнему положительный. Правда, отток капитала порой происходит и за счет невозвращения экспортной выручки в страну. Судя по тому вниманию, которое в последнее время этой проблеме уделяют власти, она тоже становится все более острой.

Сейчас разница между суммой нефтедолларов, притекающих в страну, и оттоком капиталов примерно равна нулю. Об этом свидетельствуют резервы Центрального банка: они либо незначительно растут, либо практически не изменяются. Но именно сейчас наблюдается тенденция ослабления рубля. Видимо, это признак ожидания рынка, что отток капитала будет значительнее, чем приток выручки от экспорта нефти.
XS
SM
MD
LG