Ссылки для упрощенного доступа

Журналистике отказали в будущем


Российский журналист Леонид Парфенов
Российский журналист Леонид Парфенов
Российские участники дискуссии о журналистике будущего пришли к выводу, что интернет-СМИ и блогеры в скором времени вытеснят из информационного поля газеты и журналы. А также оттянут на себя значительную часть телевизионной аудитории.

В Москве в Большой аудитории Политехнического музея состоялась дискуссия на тему "Журналистика будущего". Это часть большого проекта Немецкого культурного центра имени Гете в Москве и издательского дома "Новое литературное обозрение".

Вопреки заявленной теме, разговор о будущем профессиональной журналистики как-то не заладился. Что же до настоящего, то оно не радует известного тележурналиста Леонида Парфенова. Наблюдения Парфенова более всего похожи на диагноз:

– Что касается интернета, российской чрезвычайной активности в ЖЖ и во всяких иных формах самодеятельной журналистики, то это объясняется, прежде всего, отсутствием альтернативных источников информации, неудовлетворенностью предлагаемыми СМИ. Все это и побуждает граждан к "самодеятельной журналистике". Достаточно вспомнить, что наибольший резонанс имели такие сообщения блогеров, как живой щит из автомобилей на кольцевой автодороге, требование советнику президента России Шевченко представиться при выезде на встречную полосу и другие ролики, которые немыслимы в новостях федеральных телеканалов.

Главный редактор журнала "Шпигель" Матиас Мюллер фон Блуменкрон говорит, что в Германии у того явления, которое Леонид Парфенов назвал "самодеятельной журналистикой", иная роль:

– Наши самые серьезные конкуренты – это блогеры, а также Фэйсбук. Пять миллионов людей уже на Фейсбуке и еще десятки миллионов работают в твиттере. Они занимаются работой в блогах. Тем не менее, мы, средства массовой информации, должны бросать вызов нашему читателю, поскольку мир для нас порой неприятен, некомфортен. И мы должны показывать это.

При этом, подчеркивает главный редактор журнала "Шпигель", развитие интернета, вопреки прогнозам, не сказалось на тиражах бумажных изданий Германии. Они и в таком виде востребованы:

– "Шпигель" десять лет назад имел 6 миллионов читателей. Сейчас - 16 миллионов в печатном виде и в форме он-лайн. То же самое происходит с другими СМИ: "Нью-Йорк Таймс" и "Гардиан". Огромный интерес присутствует к тому, что мы делаем. Мы живем в очень активное время – кризисы, войны сотрясают мир. И люди хотят знать, что происходит.

Леонид Парфенов на это отвечает:

– Хочется только порадоваться за немецких коллег, за тираж "Шпигеля". Единственная качественная российская газета "Коммерсант" в бумажной версии выходит тиражом в 120 тысяч экземпляров, в то время как население России в 1,5 раза больше населения Германии. Есть еще газета "Ведомости". Ее тираж 80 или 70 тысяч экземпляров, что тоже смехотворно. В России вообще нет ни одного общенационального журнала, который бы мог претендовать на всероссийский охват и быть национальным журналом номер один, каковыми в ФРГ являются "Шпигель" и "Штерн". В принципе, тиражи качественных изданий у нас ниже, чем даже в Польше.

А вот что думает Леонид Парфенов о будущем журналистики:

– Несмоненно, нас ждут технологические изменения. Видимо, мы, здесь присутствующие, относимся к последнему поколению, для которого непременное чтение газеты утром является частью цивилизационного ритуала. Когда ощущение газеты или журнала в руках, перелистывание страницы значит очень многое... У меня пессимистические воззрения на журналистику будущего, потому что она будет делаться без нас. Резко уменьшается и телевизионная аудитория – от 15 до 25% в России. Это то, что признает Национальная ассоциация телевещателей. Для огромного количества людей телевизор – это докучная мебель в углу, удел социальных аутсайдеров, несчастных бюджетников.
XS
SM
MD
LG