Ссылки для упрощенного доступа

Казнь как образ жизни


Выставка "Смертная казнь: ЗА и ПРОТИВ"
Выставка "Смертная казнь: ЗА и ПРОТИВ"
В Петербурге" открылась выставка "Смертная казнь: ЗА и
ПРОТИВ"


В доме повешенного не говорят о веревке - но именно она и лежит на
центральной витрине, свернутая невинной гадюкой на кочке – та самая,
на которой повесили Софью Перовскую.

Вот и фотография - пухлое детское личико с аскетической стрижкой: первая женщина, казненная за политическое преступление. Рядом кандалы Чернышевского и с детства знакомый рисунок - гражданская казнь кумира просвещенной публики у позорного столба. Документы, документы, документы – члены Государственной Думы, еще той, первой, выступавшие за смертную казнь.

Рядом члены Государственной Думы, выступавшие против смертной казни,
глядишь, а краем глаза ловишь кадры из "Звезды пленительного счастья":
царь ест глазами эшафот с пятью декабристами. Ну, известное дело – мешки на головы - ан нет, висят не все, внизу копошатся тела, сорвавшиеся с гнилых веревок, и Янковский в ссадинах клеймит власть, не способную запасти прочную пеньку для государственных нужд. Можно с удовлетворением сказать, что власть, воспоследовавшая за царской, уроки учла. У нее уж с крючка никто не срывался.

Какими домашними, даже трогательными выглядят фотографии палачей начала века: стоит хмурый дяденька с кнутом, в помятой одежде, чистый дворник, а перед ним на скамье заголил зад некто ожидающий казни – еще не самой страшной.

Рядом другой палач, уже посерьезней, около плодов дела рук своих –
бесформенного тела в простыне, свисающего с веревки. И тут же записка
того палача, что, мол, на веревку истрачено 55 копеек, на двух извозчиков 10 рублей, на харчи рубль. Просит возместить расходы.

Внизу - страшные цифры: кровавый царский режим после революции 1905
года казнил по тысяче и больше революционеров в год. Можно представить, как смеялся Ильич, глядя на эти строчки: не успел выйти большевистский декрет об отмене смертной казни, как тут же посыпались записки известного друга детей: расстрелять, расстрелять, расстрелять... А уж секретные депеши 30-х с бухгалтерскими выкладками: сколько арестовано, сколько казнено по лимиту, сколько приговорено, и просьбы – увеличить лимит. А уж записки исполнителей тех казней... В общем, все это представляется настоящим маятником, только каким-то кривым: в сторону казнить все равно размах каждый раз заметно больше. Вот и на выходе из зала стоит урна – каждый посетитель может опустить черный жетон за смертную казнь и белый против. Так вот, уже сегодня в этой урне достаточно черно. Вот что считает сотрудница Музея политической истории, один из авторов выставки "Смертная казнь – за и против" Василиса Музыченко:

– Смертная казнь русскому обществу была чужда, и впервые под уговорами греческих епископов попросили ввести смертную казнь. Однако она у нас не прижилась, и смертная казнь была отменена. Впервые смертная казнь в Двинской грамоте 1398 года упоминается, а затем закреплена законодательно. Это Псковская судная грамота, 15-ый век. И уже в Соборном уложении 1649 года смертная казнь – это один из видов уголовного наказания. За кражу, за то, что ты клевещешь на бога, за убийство – за все назначалась смертная казнь. Причем в различных ее видах: четвертование, колесование… Применялись все самые зверские пытки. Воинский артикул 1720 года оставил только расстрел, повешение и отсечение головы. Первый мораторий на смертную казнь ввела Елизавета Петровна.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим иттги с Андреем Шарым"

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG