Ссылки для упрощенного доступа

Егор Свиридов и Вячеслав Колосков


Футбольные фаны могут в одночасье стать боевыми отрядами
Футбольные фаны могут в одночасье стать боевыми отрядами
Чем обернется для России чемпионат мира по футболу 2018 гоа? Чем грозит российскому обществу гибель спартаковского болельщика Егора Свиридова? Эти активно обсуждают блогеры, пишущие о спорте в России.

Заместитель директора информационно-аналитического центра "Сова" Галина Кожевникова на сайте интернет-издания "Грани.ру" пишет:

Сначала я долго расстраивалась по поводу того, что Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу. Не потому, что исповедую большевистский лозунг поражения собственного правительства, а потому что в глубине души я гуманист и мне жалко людей, которые теперь неизбежно попадут под каток тотального строительства всего и вся – от железнодорожных путей (с неизбежным коллапсом на пригородных электричках) до гостиниц и дорог с отбиранием домов и бизнеса у тех, кому не повезло оказаться на пути.

Потом я вместе со всеми веселилась по поводу министра Мутко.

Потом случилась трагедия – в драке погиб человек. Егор Свиридов, болельщик "Спартака", член (и, видимо, не рядовой) крупнейшей и наиболее агрессивной фанатской "фирмы" клуба – "Фратрии" (не рядовой – потому что трудно представить, что по поводу рядового члена соболезнования будет высказывать РФС).

Эта трагедия была почти калькой с другой – гибели летом на Чистых прудах Юрия Волкова.

Однако и то, как развивались события после гибели Волкова, и то, как начали развиваться события сейчас, прекрасно иллюстрирует ситуацию, выраженную златоустом нашим господином Мутко: "Из зе юник момент".
Представить фашистами людей, демонстрирующих перечеркнутую свастику, и не усматривать расизма в улюлюканье и баннерах с бананами в отношении темнокожих игроков - это, видимо, диагноз

И там и там правоохранительные органы в общем-то проиграли информационное поле националистам, сумевшим в короткое время распространить максимально выгодные для них версии произошедшего: "кавказский беспредел", "продажные менты", "беззащитные русские"... Но дальше развитие событий странным образом изменилось. В августе фанатские фирмы, в том числе и руководство "Фратрии", даже ценой откровенной конфронтации с основной частью своих членов, категорически отказались от "националистической" версии протеста, требуя только справедливости и объективности при расследовании преступления. Дело доходило до того, что с митингов изгонялись как провокаторы активисты ультраправых организаций при попытках нацепить/поднять/написать соответствующие символы и лозунги. И хотя, конечно, мало было сомнений в том, какие настроения реально доминируют среди собравшихся (например, мою подругу с неславянской внешностью чуть не избили за попытку сфотографировать павильон метро "Чистые пруды" с фотографиями и цветами), наружу это почти не вырывалось или вырывалось за пределами контроля организаторов. Это была явная демонстрация договороспособности с властями и, безусловно, эффективный их шантаж: посмотрите, мы сила, причем сила организованная и многочисленная. Нас нельзя игнорировать. Но мы понимаем политический момент...

А вот и настал момент. Еще несколько дней назад мы были кто? Правильно, мы были претенденты на организацию ЧМ-2018. Претенденты совсем не очевидные. Да еще и с серьезными претензиями (абсолютно справедливыми) к нам по поводу расизма наших болельщиков. Под давлением многочисленных зарубежных публикаций и целой серии расистских инцидентов РФС хоть и не признал наличия проблемы, но запустил-таки и в своей среде нечто типа программы "Толерантность". (Как футбольные функционеры России заговорили о расизме, обвинив в последнем кавказских болельщиков, вывесивших на стадионе антинацистский баннер, - это вообще отдельная история: представить фашистами людей, демонстрирующих перечеркнутую свастику, и не усматривать расизма в улюлюканье и баннерах с бананами в отношении темнокожих игроков - это, видимо, диагноз.)

Так вот, теперь мы хозяева ЧМ-2018. Его у нас никто не отберет, понимаете? Поэтому можно перекрыть Ленинградский проспект, бить стекла в палатках с шаурмой, орать кричалки, самой цензурной из которых будет "Россия для русских", - а милиция не раз еще заявит, что никаких расистских лозунгов она на этом шествии и на всех последующих (не сомневаюсь, что они будут) не услышала и что все было очень корректно.

"Иф ю гив ас э чанс, фИфа вил нэве ригрет ит. Ю вил би прауд оф ви чойс".

От себя добавлю: велкам, диар френдз.

* * *

Блогер Gauche на сайте Sports.Ru пишет:

Да, преступники должны нести наказание. Да, русских нельзя убивать за то, что они – русские. Равно как и кавказцев нельзя убивать за то, что они – кавказцы. Вообще никого нельзя убивать. Но неужели для того, чтобы выразить определенную часть этих мыслей, ничего, кроме скотства, не остается?

Тут не зря было задействовано слово "скотство". В поведении этой массы, кроме физиологических, распознается разве что потребность в принадлежности, тогда как потребности более высокого уровня – в уважении, в познании, в гармонии – не проявляются и не обслуживаются. Это – стадное. Народ, принадлежность к которому так выпячивается, воспринимается всего лишь как стадо, достаточно сильное стадо, его достижения – как показатели силы и ничего более.

Они даже не задумывались над тем, каково будет другим болельщикам, жителям маленького словацкого городка, соотечественникам. Им ведь попросту наплевать на чужие интересы. И при этом они еще требуют, чтобы их выслушали. Они, видите ли, настаивают. Может быть, их позиции и уделялось бы больше внимания, если бы они раньше исчерпывающе не зарекомендовали себя – баннерами и зарядами уродского содержания.
Власть с некоторых пор взялась опекать спорт – посредством административно-финансовых манипуляций. Дескать, больше некому. Но даже холимый и лелеемый, он остался сирым и убогим

Власть с некоторых пор взялась опекать спорт – посредством административно-финансовых манипуляций. Дескать, больше некому. Но даже холимый и лелеемый, он остался сирым и убогим. Почему, никто на этот счет не задумывался? Да он просто соответствует обществу, состоянию его гражданских, правовых, деловых, научных, образовательных, культурных институтов.

Это не происки врагов. Это – плод собственных усилий. Именно тотальное неуважение – первооснова нездоровой среды. Уже из него вытекают все эти "прелести": неэффективность, коррупция, технологическая и ментальная отсталость, разгул криминала и проституции. Так же, как педикулез и аскаридоз возникают от недостатка гигиены.

Вот, кричат эти хулиганы: убийц отпустили! Потому что они нерусские! А их собственные выходки – не такого же уровня признаки развитого трайбализма, как примитивные кумовство, шантаж и взяточничество? А та баба, что сбила двух пешеходов – она из космоса к нам заслана была, да?

Результатом вовлечения футбола в политические игры стало то, что сейчас на нем паразитируют квазиполитические движения. Под видом спортивных деятелей выбивают себе трибуну всякие низкопошибные политиканы. Если и дальше заниматься их умиротворительством, то рано или поздно собранная подобными провокаторами по пусть даже вопиющему поводу толпа примется "отстаивать свои права" и "восстанавливать справедливость" по нигерийскому, руандийскому, суданскому сценарию. Это путь деградации, путь вырождения, не что иное.

Поэтому властным покровителям хочется сказать вот что: отдайте уже спорт на откуп экономике. Политика с ним очевидно не справляется. Да, на первых порах придется существенно умерить запросы – но они и так нечестно завышены. Все же, наиболее красочно несостоятельность существующей системы подчеркнет именно ее политический крах. Пусть это будет шок – если щадящими способами паразиты не выводятся.

И по этой причине я, болельщик "Спартака" с более чем четвертьвековым стажем боления, не стану возражать, если итогом разбирательств станет дисквалификация. Год-другой – не такая уж величина в масштабах среднестатистического болельщицкого стажа.

* * *

Александр Горбунов в еженедельнике "Спорт день за днем" пишет о том, что Россия как была перед голосованием в Цюрихе, ставшем для нее точкой отсчета, самой неготовой для проведения чемпионата мира страной, так ею и осталась. Этот ее статус – одна из победных причин: ФИФА подтвердила, что продолжает заниматься развитием в слаборазвитых в футбольном отношении странах.

Блиц-визит в Швейцарию Владимира Путина, верно, как оказалось, рассчитавшего время появления перед членами исполкома ФИФА и встречи с Зеппом Блаттером, лишний раз подтвердил, что все государственные гарантии, связанные с организацией чемпионата мира, остаются в силе и будут непременно выполнены. Средства государства, инвестиции олигархов (один из них – Роман Абрамович, входивший в состав российской делегации, там же, в Цюрихе, получил от Путина предложение "раскошелиться"), участие в грандиозном строительстве иностранных компаний – все это начнет, можно предположить, работать сразу после создания в ближайшее время основательного организационного комитета с привлечением в него не свадебных генералов, а вполне ответственных "пахарей" (и среди чиновников высокого ранга "пахарей" можно обнаружить) из различных сфер нашей жизни, имеющих непосредственное отношение к предстоящему событию.
Россия как была перед голосованием в Цюрихе, ставшем для нее точкой отсчета, самой неготовой для проведения чемпионата мира страной, так ею и осталась

Если в ситуации с выдвижением Украины и Польши на Евро-2012 основные заявочные хлопоты и заботы легли на президента ФФУ Григория Суркиса, то РФС к продвижению российской заявки имел предельно формальное отношение. О существовании РФС применительно к этой истории вспомнилось, лишь когда на сцену в Цюрихе (после того как Зепп Блаттер достал из конверта листочек с надписью RUSSIA) вместе с теми, кто принимал непосредственное участие в продвижении заявки России и, в частности, выступал на ее презентации, поднялся Сергей Фурсенко.

Ни он, ни многочисленные сотрудники его организации не были замечены в деятельности, связанной с получением права на проведение чемпионата мира. Алексей Сорокин, конечно, продолжает числиться генеральным директором РФС, но, к счастью, все последние месяцы он был занят только исполнением обязанностей главы нашего заявочного комитета.

Впрочем, так и должно было, наверное, быть. Задача Российского футбольного союза – популяризация футбола в стране, взаимодействие с РФПЛ и ПФЛ, желательно конструктивное, и забота о выступлении российских сборных – всех, а не только первой, на которую направлены усилия президента и большой группы его советников. Зачем отвлекать людей от важного дела, когда есть возможность включить в оргкомитет специалистов, не связанных с присущей РФС повседневной рутинной работой, например, по переводу российского футбола на формулу "осень-весна".

Мы, несомненно, должны выразить публичную благодарность Зеппу Блаттеру. Не только за то, что он, насколько известно, лично голосовал за нас, но прежде всего за то, что в ходе московской встречи с президентом России Дмитрием Медведевым, когда глава государства поинтересовался, какие следует предпринять шаги, для того чтобы российской заявке сопутствовал успех, Блаттер ответил примерно следующее: "Я бы посоветовал обратиться к доктору Колоскову, обладающему огромным опытом в международной футбольной деятельности и хорошо знающему наш мир".

Надо отдать должное присутствовавшему на встрече Виталию Мутко, который, как известно, будучи президентом РФС, Колоскова не жаловал и к его услугам, да что там к услугам – даже к советам, никогда не прибегал. В этом же случае Колосков, рекомендованный Медведеву Блаттером, получил немедленное приглашение войти в заявочный комитет. Неизвестно, была ли у Вячеслава Ивановича какая-то, пусть даже формальная, должность в этой организации. Да это и не важно. Важно лишь то, что опытный международный футбольный функционер словно обрел вторую молодость. Он без устали летал по всему миру, встречался с теми, кого прекрасно знал по многолетней работе в ФИФА и УЕФА. С кем-то из них за десятилетия Колосков подружился. Рикарду Тейшейра, член исполкома ФИФА из Бразилии, еще в советские времена, например, приезжал вместе со своим тестем Жоао Авеланжем в гости к Колос¬кову, они ездили на Байкал, парились в бане и ныряли в прохладу сибирского озера. С кем-то Вячеслав Иванович приятельствует по сей день. Кто-то для него просто хороший знакомый. Главное – все знают Колоскова, фигуру в международном футбольном движении весьма авторитетную.

Было бы, на мой взгляд, серьезной ошибкой привлечение в организационный "футбольный комитет" людей из комитета "олимпийского", пусть и зарекомендовавших себя в ходе подготовки к сочинской Олимпиаде. В качестве консультантов, способных на основе полученного в Сочи опыта уберечь от возможных ошибочных шагов, характерных для начала пути, – да, но только не в роли совместителей на постоянной основе. Такой путь может затормозить деятельность сочинского комитета и не позволить разогнать до нужной скорости работу футбольного.

Наверное, есть смысл при формировании оргкомитета обратить самое серьезное внимание на Алексея Сорокина. Он вполне, думается, готов для работы в руководстве организационного комитета. Качество сделанного им на пути к Цюриху позволяет предполагать это. Наверняка Сорокину известны имена мобильных "рабочих лошадок", которые по первому же его зову готовы приступить к исключительно сложной работе по подготовке к проведению футбольного чемпионата мира.

Вячеслав Колосков прав, когда говорит о том, что решение об оргкомитете должно приниматься на правительственном уровне. Можно вспомнить в связи с этим, сколько времени было понапрасну потеряно на Украине из-за политической нестабильности, в которой оргкомитеты по проведению Евро-2012 с определенной периодичностью вырастали словно грибы. Разумеется, правительство за оргкомитет работать не будет, но правительственное решение автоматически означает и ответственность на таком же высоком уровне.
XS
SM
MD
LG