Ссылки для упрощенного доступа

Human Rights Watch бьет тревогу


Десятого декабря – международный день прав человека. Спустя шестьдесят два года после принятия Генеральной ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, уважать которую обязались почти все государства, масштабные нарушения основных прав продолжаются. Так считают правозащитные организации.

Вот что рассказала Радио Свобода Джейн Бьюкенен, старший научный сотрудник Международной независимой правозащитной организации Human Rights Watch:

– Одна из характерных тенденций, тревожащих Human Rights Watch, состоит в том, что западные правительства, которые по традиции всегда твердо отстаивали права человека, сегодня больше предпочитают тайную дипломатию. И соответственно менее охотно поднимают вопросы, связанные с уважением прав человека в двусторонних или многосторонних отношениях. Вероятно, поэтому в мире не сокращаются масштабы нарушений прав человека во многих странах. Их правительства продолжают подавлять правозащитников, журналистов, критиков режима, оппозиционеров. Мы фиксируем много случаев применения насилия и преследования таких людей. Это наиболее тревожная тенденция 2010 года. Не снижается также уровень дискриминации женщин. Уходящий год был богат на драматические социально-политические конфликты, например, в Африке, в Центральной Азии, в ходе которых правозащитникам не всегда удавалось убедить правительства выполнять свои обязательства перед гражданами, уважать и соблюдать их права.

Глубокую обеспокоенность вызывает в этом году и сама Европа. Например, власти Франции приняли решение о депортации цыган. По всему континенту идет волна этнически мотивированных действий властей, сопровождаемая соответствующей риторикой в политических кругах. И это при том, что остальной мир рассматривает Европу как образец в области гарантий и зашиты прав человека.

– Чем характерна правозащитная ситуация в России и на остальном постсоветском пространстве?

– Серьезную озабоченность вызывает нарушение прав человека на Северном Кавказе, то, что Россия не выполняет в полной мере постановления Европейского суда по правам человека в вопросах, связанных с Чечней. Неукоснительное следование этим постановлениям могло бы стать ключевым условием полного возврата региона к миру, снижения уровня насилия и сопровождающей его безнаказанности. В России гражданское общество остается крайне уязвимым: нет числа притеснениям со стороны чиновников, нападениям на журналистов. В таких странах как Азербайджан, Казахстан, Узбекистан журналистов за их профессиональную деятельность власти попросту сажают в тюрьму, фабрикуют против них уголовные дела, чтобы заставить их молчать, закрыть людям доступ к независимой информации.

Возвращаясь к россиянам, хочу отметить рост их гражданского самосознания, попыток отстаивать свои права, будь это движение в защиту Химкинского леса или движение автомобилистов против привилегий на дорогах. Определенно, среди россиян просыпается и мотивация и активность.

А вот что думает о ситуации с правами человека в России эксперт правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина:

– Если послушать президента Медведева, то Россия – это страна, которая очень серьезно относится к своим обязательствам в сфере прав человека, которая стремится к законности, к демократии. В принципе, риторика такого рода со стороны главы государства не может не вызывать симпатии. Но проблема в том, что все эти чудесные посылы не подкрепляются конкретными действиями, направленными на улучшение положения гражданского общества в России.

Председатель старейшей российской правозащитной организации "Московская Хельсинская группа" Людмила Алексеева, считает, что для начала неплохо и то, что власть предержащие демонстрируют благие намерения:

– Это первый шаг. В Советском Союзе такого не было. Подписать Декларацию подписали, но скрывали это от людей и никогда на нее не ссылались в публичных выступлениях. Если во время обысков находили самиздатские перепечатки Декларации, то изымали как документ, не желательный для чтения граждан. Сейчас этого нет. Это первый и очень маленький шаг к реальному исполнению прав человека. Потому что если мы посмотрим на то, в каких странах уважаются и соблюдаются права человека, то увидим, что это страны с развитым, зрелым гражданским обществом. А у нас гражданское общество народилось недавно. Оно еще недостаточно сильно, чтобы принудить власти с ним считаться.

По мнению руководителя общероссийского движения "За права человека" Льва Пономарева, нынешним российским чиновникам не выгодно развитое гражданское общество, особенно теперь, когда власть привыкла общаться с гражданами с позиции силы:

– В начале 90-х годов Россия сделала колоссальный рывок в сторону демократии, свобод. И этот рывок был сделан сверху: создан демократический Верховный Совет, принята Конституция. И в Конституции РФ глава, касающаяся прав человека, одна из лучших в мире. Если бы она выполнялась, то у нас в России все было бы хорошо. Но, начиная с 2000 года, к власти пришли силовики, и пропаганду прав человека они прекратили, стали внедрять военизированные способы управления. Так что сейчас ситуация катастрофическая.

Директор Института прав человека Валентин Гефтер отмечает: несмотря на стабильно непростое положение в части соблюдения прав человека в России, в последнее время власти инициируют действия, направленные на возможное исправление ситуации в перспективе:

– По некоторым параметрам стало заметно хуже. Со свободой собраний ассоциаций, крепко достается правозащитникам. Я знаю, что в сентябре были неожиданные прокурорские проверки в Москве и других региона. К "Мемориалу" были предъявлены серьезные претензии. По чисто формальным параметрам. Да и в сфере социальных прав тоже лучше не становится. Недаром был поставлен вопрос о семье и детстве на Госсовете, об этом же президент сказал в своем послании. Так что какие-то потуги власти все же можно отметить. Но тот фундамент, что есть в обществе, пока серьезно не поменялся. А без изменения фундамента не будет и меньшего количества нарушений прав человека.
XS
SM
MD
LG