Ссылки для упрощенного доступа

Активист "Солидарности" Анастасия Рыбаченко – об MБX


Михаил Ходорковский и Платон Лебедев
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев
Молодежное движение "Солидарность" провело вечером 14 декабря акцию "2605 огненных дней" на Пушкинской площади в Москве. Акция приурочена к началу оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по второму делу "ЮКОСа".

Активисты "Солидарности", в душах которых, как свидетельствует их заявление прессе, горит огонь возмущения, зажгли свечи, требуя от властей положить конец преследованиям бывших владельцев нефтедобывающей компании. Какие причины заставили молодежь выйти на площадь? Об этом Радио Свобода рассказала лидер московской "Солидарности", студентка Анастасия Рыбаченко:

– Идея зажигания свечей не нова. Процесс затянулся, идет уже не первый год. Мы хотели наглядно отразить именно то, что Ходорковский и Лебедев в заключении уже очень долго. Огромное количество людей наблюдают за этим процессом и ждут, когда наконец оправдают Ходорковского и Лебедева.

– Акция согласована с московскими властями?

– Изначально мы не хотели ее согласовывать. Думали выйти к Верховному Суду и выложить надпись с именами Ходорковского и Лебедева. Но поскольку надпись очень большая, мы эту акцию согласовали. Причем сначала планировали ее проведение у памятника Кириллу и Мефодию, но нам отказали и акцию перенесли на Пушкинскую.

– Вот ваше письмо для СМИ о вашей акции. Там написано: "С каждым днем, который проводят в заключении Ходорковский и Лебедев, а дней этих 2605, пламя недовольства разгорается все сильней". Вы действительно обнаруживаете это пламя недовольства?

– Конечно, чем дольше держат этих людей, тем сильнее возмущение людей, которые считают, что Ходорковский и Лебедев сидят без каких-либо на то оснований. Любопытно сравнить первый и второй процесс над руководителями ЮКОСа. Если по первому процессу очень сильно работала правительственная пропаганда, пытаясь до всех донести, что Ходорковский преступник, то на втором процессе эта пропаганда поутихла и удалось донести более объективную информацию. Сейчас абсолютно очевидно, что Ходорковский и Лебедев сидят только потому, что пошли против власти, против системы.

– В том же письме говорится: "Мы требуем положить конец несправедливому преследованию невиновных арестантов, если только власти не хотят, чтобы огонь возмущения перерос в пожар массовых протестов". 2605 дней находятся в заключении Ходорковский и Лебедев. Почему, на ваш взгляд, до сих пор этот пожар массовых протестов не разгорелся в России?

– Есть достаточно много показателей того, что недовольство нарастает и не только по этому процессу, но и по многим другим. Например, та же акция на Триумфальной площади. Нельзя сказать, что она оторвана от политических заключенных, которыми являются Ходорковский и Лебедев. На такие митинги выходят люди, которые недовольны очень многими вещами: от проблемы Химкинского леса до дела Ходорковского и Лебедева.

А как вы лично относитесь к "пожару массовых протестов"? Вас не пугает эта формулировка?

– Пугает, как любого гражданина, потому что это всегда страшно. Русский бунт страшен и беспощаден. Это то, чего мы не хотим. Но последние акции на Манежной площади показывают, что если какие-то проблемы замалчивать, то рано или поздно это радикализует общество. Если проблема Ходорковского и Лебедева будет замалчиваться, если они по-прежнему будут сидеть по абсолютно бессмысленным обвинениям, власть рано или поздно добьется того, что люди будут выходить люди на радикальные акции протеста.

Как вы считаете, чем закончится оглашение приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву?

– Хочу верить в лучшее, но знаю точно, что у нас нет независимого суда. Поэтому испытываю серьезные сомнения по поводу того, что приговор будет оправдательным. Но, с другой стороны, акции протеста, возможно, убедят власть в том, к чему может привести такая политика. Я не теряю надежды, что они будут оправданы.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG