Ссылки для упрощенного доступа

Губернатора запретили оплакивать


Похороны Салмана Тасира
Похороны Салмана Тасира
В пакистанском городе Лахор 5 января прошли похороны губернатора провинции Пенджаб Салмана Тасира, известного политика, застреленного накануне в Исламабаде своим телохранителем. Во всем Пакистане приняты повышенные меры безопасности, так как исламисты заявили, что рады смерти Тасира и запрещают остальным выражать скорбь по поводу убийства.

На похороны Салмана Тасира в Лахоре собрались около 3 тысяч человек. Траурная церемония прошла в доме погибшего губернатора, на ней присутствовали премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани и члены правительства. Безопасность обеспечивали тысячи полицейских и солдат. Затем гроб с телом на вертолете перевезли на главное городское кладбище, в Пантеон героев, где Тасир был похоронен с наивысшими почестями.

Смерть губернатора Пенджаба – самое громкое политическое убийство в Пакистане с 2007 года, когда в результате теракта погибла бывшая премьер Беназир Бхутто. Салман Тасир, 66-летний успешный бизнесмен и политик, выходец из семьи богатых интеллектуалов, был одним из ключевых членов правящей Пакистанской народной партии, влиятельным приближенным президента страны Асифа Али Зардари, и одним из главных критиков действующего "Закона о богохульстве". Местные правозащитники не раз говорили, что закон о богохульстве используется религиозными консерваторами в Пакистане как инструмент сведения личных счетов.

Некоторое время назад губернатор Пенджаба привлек всеобщее внимание, когда стал добиваться помилования для пакистанской христианки Айши Биби, матери пятерых детей, приговоренной к смерти за оскорбление ислама, а фактически – за бытовую ссору с односельчанами, которые донесли на нее в полицию. Тасир посетил ее в тюрьме и даже сфотографировался вместе с ней. Айша Биби до сих пор в тюрьме и надеется на президентское помилование.

Салман Тасир участвовал в подготовке внесенных некторое время назад в парламент Пакистана поправок, смягчающих закон о богохульстве. А 31 декабря прошлого года в крупнейших пакистанских городах сотни тысяч людей по призыву исламистских партий вышли на улицы в знак протеста против внесения этих поправок и с проклятиями в адрес Тасира.

Многие пакистанцы, особенно немногочисленные образованные либералы, шокированы убийством Тасира. Однако у очень многих жителей Пакистана известие об убийстве Тасира вызвало ликование. Вот что сказал один из профсоюзных лидеров Омар Заман Могул:

"Согласно моей вере, я не могу согласиться с тем, чтобы оскорбивший пророка Мухамеда оставался в живых. Таких людей нужно убивать".

Во вторник в Тасира на рынке в Исламабаде стрелял в упор один из его собственных охранников, который успел выпустить в своего шефа два полных автоматных рожка. Еще пять человек он ранил. Следователи сейчас допрашивают остальных сотрудников охраны Тасира, чтобы выяснить, почему они так долго бездействовали.

"Он стал жертвой предательства со стороны собственного телохранителя, - сказал глава МВД Пакистана. - Однако мы должны выяснить, был ли убийца один, или же за ним кто-то стоял, и существовал заговор".

Когда убийцу схватили, он сказал, что убил Тасира именно из-за его попыток смягчить пресловутый закон.

В Пакистане официально объявлен трехдневный траур, однако около 500 известных религиозных деятелей, причем считающихся умеренными по местным меркам, предупредили, что всем, кто решит прийти на похороны или просто выразить скорбь по поводу гибели Салмана Тасира, грозит та же участь.

О настроениях в пакистанском обществе в связи с убийством губернатора Пенджаба в интервью Радио Свобода рассказывает пакистанский журналист, обозреватель радио "Машааль" Абдул Хай Какар.

- Насколько распространены взгляды, которых придерживался Салман Тасир, среди других пакистанских политиков?

- В Пакистане немало политиков с либеральными взглядами, но высказывания губернатора были заметнее - высказывания относительно исламского экстремизма в Пакистане, особенно в связи с делом христианской женщины Айши Биби, заключенной в тюрьму по обвинению в оскорблении пророка Мухамеда. Это опасная вещь, в Пакистане есть закон, введенный еще диктатором Зия-уль-Хаком в 80-е годы. Губернатор был против этого закона, считал, что его иногда используют в личных целях. Он говорил об этом громко. Муллы и религиозные деятели объявили, что его выступления носят антиисламский характер, а он категорично заявил, что ему безразличны эти религиозные деятелеи. Так что он высказывался громко и ясно. Есть и другие политики с подобными взглядами, но губернатор был заметнее.

- Что можно сказать сейчас о раскладе сил в Пакистане между носителями либеральных и исламистских взглядов?

- В Пакистане истеблишмент пытается исламизировать общество - в политических целях, чтобы добиться своих стратегических целей и в регионе и на международной арене. Вы можете видеть в школьной программе религиозный экстремизм. Средства массовой информации - крайне правые, в них доминируют исламские экстремисты, и государство дает им место. Пакистанская конституция - не демократическая и не либеральная, она исламская. существует закон о богохульстве, из-за которого был убит Салман Тасир. Исламский экстремизм внедрен в общество, и в обществе есть раскол между либералами и исламскими экстремистами. Но либералам оставлено очень мало возможностей для действий. Сегодня мы хотели поговорить с либерально настроенными людьми, но у них отключены телефоны. Они не могут проанализировать ситуацию, которая складывается в Пакистане, потому что бояться, что их могут убить, что они могут стать следующей мишенью. Либералы находятся в тяжелом положении в Пакистане, а исламские экстремисты пользуются свободой. Это приводит к нынешнему хаосу в Пакистане.
XS
SM
MD
LG