Ссылки для упрощенного доступа

Хотят ли русские войны?


В Петербурге, как и везде в России, в наступившем году повышаются цены на все: на пиво и сигареты, гречку и хлеб, другие продукты питания, вырастают квартплата, стоимость проезда в общественном транспорте и, как сообщают всеведующие экономисты, до середины наступившего года, как минимум, будет повышаться плата за бензин, а значит, и повышаться цены на продукты и услуги населению.
Обычный, среднестатистический россиянин, еще не успел осознать, в какой степени все эти повышения ударят по его кошельку. Осознание придет через два-три месяца, когда станет понятно, что к большому количеству сотен тысяч россиян, которые не имеют возможности что-либо купить на свою зарплату, кроме как продукты питания первой необходимости, прибавятся еще несколько сотен тысяч.
Не буду говорить о наступающем общероссийском экономическом кризисе. Обращусь к мнению профессионалов, ученых, изучающих пути модернизации в различных странах в различное время и пытающихся найти некие закономерности в этих путях развития.
Только что, редакцией Европейского Университета в Санкт-Петербурге издана книга под названием «Пути модернизации. Траектории, развилки, тупики» под редакцией В. Гельмана и О. Маргания.
В этой книге научный руководитель Центра исследований модернизации Дмитрий Травин в своей статье «Модернизация общества и восточная угроза России» отчетливо выделил некий вектор, присущий развитию целого ряда стран – от Франции до Китая, включительно. Вкратце, позволив себе пересказывать, как читатель, выводы Дмитрия Травина, я сделал их экстраполяцию на новейшую историю России. Вывод таков: после высокого всплеска пассионарности /перестройка/, наступает «вакуум» идеологии, который сразу же, в случае экономического кризиса и других бедствий, приводит к фантастическому росту внутринациональной агрессии, возникновению «мессианства, как психологической компенсации, помогающей пережить бедствия, а затем – к резкому усилению влияния страны на все геополитическое пространство вокруг нее». «Война и кризис бьют по городским массам. И они пробуждаются», - пишет Дмитрий Травин. И пускай это говорится о Германии ХХ-го века, примеры других стран, которые приводит автор, лишь подтверждают направление этого вектора.
О том, как возбудила «патриотический» дух в России агрессия против Грузии можно прочитать в исследованиях тех месяцев социологического Левада-Центра. Будем надеяться, что новых подобных «принуждений к миру» не последует, хоть и выделяется на оборону России только в 2011 году 1,5 триллиона рублей. У власти всегда остается в запасе вариант развязывания новой победоносной маленькой войны. Вот только, хотят ли ее россияне?
Однако события на Манежной в Москве и Сенной в Петербурге по-прежнему заставляют опасаться, что в глубоком идеологическом «вакууме» возможен рост агрессивности населения. Учитывая, что с продуктами питания будет плохо, рост этой агрессивности может быть еще и больше.
Что же, пока, остается делать власти? Допускаю, что она будет использовать идеи правых интеллектуалов, широко распространенные во Франции в конце 20-х годов, как об этом пишет другой автор сборника Александр Балаян, в статье «Роль интеллектуалов в модернизации Франции, Японии и Польши.».
В 1900-х годах во Франции возникло движение «L”Action francaise» / «Французское действие»/, главным вдохновителем которого стал с начала 1900-х годов писатель-монархист Шарль Морасс. « С точки зрения участников этого движения, пишет Александр Балаян, извращением являлась сама Республика: будучи слабой и неустойчивой системой, она представляла интеллектуалам полную свободу действий. Только контрреволюция позволит надолго очистить власть от интеллектуалов. Следует не только возвестить о смерти интеллектуалов: в случае необходимости их следует прямо убивать – социально и даже физически: первой жертвой этой кампании стал Жан Жорес./ историк, социалист, основатель газеты «Юманите»/» / стр. 265/.
Пацифист Жан Жорес был застрелен 31 июля 1914 года в парижском кафе французским националистом. Как раз накануне объявления всеобщей мобилизации.
Войны бывают разными. Делая ставку на низменные националистические инстинкты граждан, власти России развязывают войну гражданскую.
Хотят ли русские войны?

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG