Ссылки для упрощенного доступа

Проект Акунина


Борис Акунин
Борис Акунин
В российской блогосфере обсуждают инициативу писателя Бориса Акунина, призвавшего развернуть массированную интернет-кампанию в поддержку Лебедева и Ходорковского. Широкого отклика слова писателя пока не нашли, однако заставили блогеров снова коснуться вопросов взаимодействия власти, общества и культуры. Рассуждает композитор и продюсер Владимир Кызылов:

Акунин в своем блоге призвал провести "ампутинацию" страны. Если уж такие мастера как Акунин возьмутся за дело, то любому политику несдобровать. Допустим, есть политик-диктатор, как в нашей братской стране. Телевизор-зомбоящик и диктатор-зомбоспециалист зомбируют людей, давая информацию с эмоциональным посылом, как сейчас и происходит. И сколь бы плохи ни были дела, зомбированниые люди все равно проголосуют за диктатора, сколько бы оппозиция не выходила на митинги и не протестовала. Да их еще и сажают на 15 суток.
Но есть и более крутые зомбо-специалисты, чем политики. Это мастера культуры.
И если такой мастер, допустим как Пугачева, споет веселую песню типа "Диктатор уходи" или просто мастер танцевальной музыки вставит вместо брэков слова "бардак и воровство", диктатору будет конец, так как мастера продают пластинки и книги миллионами. Поэтому политики всегда ищут понимания у мастеров шоу-бизнеса.


Поэт и литературовед Валерий Шубинский обрисовывает два пути выхода из конфликта между властью и Ходорковским:

Мне приснилось, что, кто сейчас у власти, должны у ней оставаться, потому что в принципе они двигаются в правильном направлении. Но нужна оппозиция. Ее должен объединить и возглавить выпущенный из тюрьмы Ходорковский. Оптимально будет, если оппозицию будет поддерживать 40 процентов электората. Напоминаю: так я рассуждал во сне. Наяву же мои политические взгляды несколько иные. Я предпочел бы, чтобы Ходорковский, выпущенный из тюрьмы, сразу же уехал в Лондон и купил там футбольный клуб (на клуб у него осталось?) С другой стороны, я хотел бы, чтобы В.В.Путин, уйдя в отставку со всех высоких постов (надеюсь, и этого ждать не очень уж долго), тоже уехал в Лондон и тоже купил футбольный клуб. Если он за годы служения отечеству не накопил на один-единственный футбольный клуб, ему помогут друзья. И пусть они выясняют свои отношения на футбольном поле. Команды можно назвать "Комсомолец" и "Дзержинец".

***

В топе англоязычных блогов – нападение на члена Конгресса США Габриель Гиффордс. Пока врачи выражают сдержанный оптимизм по поводу ее состояния, страна скорбит по шести погибшим, а правосудие предъявляет обвинения стрелявшему в людей 22-летнему Джареду Ли Лафнеру, в блогах говорят в основном о риторике войны, взятой на вооружение правыми республиканцами с начала президентства Барака Обамы. На портале The Huffington Post политолог, приглашенный профессор университета Колорадо Гэри Харт дает следующее описание стиля текущих политических дискуссий в Америке:

Наша политическая риторика приобретает со временем черты чистого подстрекательства. Поразительно, до какой степени связанные с насилием слова и фразы стали общими местами нашей речи. Кандидаты рассматриваются как "мишени". Политических противников "берут на прицел". Либералов требуют "уничтожить". Оппоненты именуются "врагами". Речи такого типа исходят в основном от политиков, заявляющих, что они защищают американскую демократию от тех, кто стремится ее разрушить, от злых и нечистых, стремящихся "отобрать у нас наши свободы".

К той же теме приходит и один из авторов блога Light Sound Dimension, анализируя список любимых книг Джереда Ли Лафнера:

Список, надо признать, неплохой: мы видим "Скотный двор" Оруэлла, "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли, "Алису в стране чудес" и "Алису в зазеркалье" Льюиса Кэрролла, "Пролетая над гнездом кукушки" Кена Кизи и "Сиддхартху" Германа Гессе. Впрочем, "Манифест коммунистической партии" и Mein Kampf здесь тоже значатся. Все эти шедевры, однако, объединяет тема манипуляции восприятием реальности со стороны каких-то высших сил, а также возможность существования другой реальности. Имеются свидетельства, что Лафнер имел неоднократные проблемы с полицией, так что картина вырисовывается более или менее ясная: проблемный подросток, читающий слишком сложные для него книжки. Но ведь именно такие люди испытывают наибольшее влияние бойцовской риторики, популярной среди сторонников Партии Чаепития и правых республиканцев. Давайте смотреть правде в глаза: образы, которые задействуют эти политики, целиком и полностью завязаны на представления о насильственной революции в стиле XVIII века.

Защищая правых от необоснованных, по его мнению, нападок, политический журналист Эрик Эриксон выдает на республиканском портале Red State еще один аргумент военного характера:

Партия чаепития победила на ноябрьских выборах. А победители перестрелок не устраивают.

Вполне понятно, что американский обозреватель "Гардиан" Майкл Томаски не особенно доверяет сочувственным репликам, доносящимся в адрес Гиффорд справа:

Риторика насилия сейчас утихнет, однако очень ненадолго. Потому что в мифологии правых она играет центральную роль, она – фундамент предвыборной стратегии республиканцев. Им важно, чтобы люди ненавидели либералов. Чтобы они не просто думали, что идеи либералов вредны для страны, а чтобы верили, что либералы презирают свою страну и пытаются приблизить ее крах. Они утверждают, что прогрессисты не просто опасны, но что они есть зло и раковая опухоль, как выражается Гленн Бек. Им просто необходимо, чтобы к избирательным кабинкам людей приводил страх.
XS
SM
MD
LG