Ссылки для упрощенного доступа

Гаити. Холера после землетрясения


Порт-о-Пренс год назад.
Порт-о-Пренс год назад.
Почти год прошел с тех пор, как землетрясение мощностью 7 баллов по шкале Рихтера разрушило столицу Гаити Порт-О-Пренсе. Под завалами погибли 222 тысячи человек, полтора миллиона гаитян остались без крова. Cитуация в стране остается крайне тяжелой.

Новая беда, постигшая Гаити - эпидемия холеры, которая к концу года унесла три тысячи шестьсот жизней; свыше ста семидесяти тысяч гаитян госпитализированы. Большое число гаитян по-прежнему ютятся в палаточных лагерях. В отсутствие элементарной санитарии помимо вспышки холеры усугубилась ситуация с заболеваемостью туберкулезом и СПИДом.

Международное сообщество после землетрясения мгновенно откликнулось на бедствие: частные лица и организации обещали стране помощь на общую сумму миллиард двести миллионов долларов, примерно тот же объем средств обязались предоставить Соединенные Штаты; Европейский союз готов передать Гаити 100 миллионов евро.

Тем не менее, реально на цели реконструкции идет лишь очень небольшая часть средств, выделенных для Гаити, - замечают эксперты, - не в последнюю очередь, ввиду неспособности властей страны организовать восстановление разрушенного. Ситуацию осложняет и то, что на Гаити с ноября прошлого года продолжаются выборы президента, и Организация Американских государств своим вмешательством, похоже, не очень помогла преодолению политической неопределенности в Порт-о-Пренсе.

"В палаточных лагерях по-прежнему живет порядка миллиона человек, это меньше, чем миллион шестьсот тысяч год назад, но цифра тем не менее внушительная, - заявила на брифинге, приуроченном к годовщине гаитянской трагедии, спецсоветник госсекретаря США Шерил Миллс. – По-прежнему не убраны девять миллионов кубометров щебня, что сильно тормозит работы по восстановлению острова; далека от разрешения и проблема массовой безработицы".

В брифинге вместе с Миллс участвовал представитель Американского Агентства развития Раджив Шах, который объяснил, почему восстановление протекает так медленно, несмотря на внушительные объемы гуманитарной помощи.

- На первом этапе усилия были сфокусированы на реконструкции воздушных и морских портов и сети автодорог, без чего вся дальнейшая гуманитарная работа в свете беспрецедентного по масштабам гуманитарного бедствия была бы просто невозможной. Сейчас, когда возникла необходимость оперативно реагировать на обострившуюся эпидемиологическую ситуацию, эта была правильная стратегия.

Еще до землетрясения многие американские политологи относили Гаити к разряду так называемых "несостоявшихся государств", то есть государств, в которых значительная часть населения не рассматривает власть как легитимную и способную обеспечивать физическое существование. Ни Шерил Миллс, ни Раджив Шах не коснулись на брифинге этого щекотливого момента, предпочитая говорить о внешних вызовах, с которыми столкнулась власть на Гаити, - землетрясения, ураган, эпидемиологический кризис, способные ослабить эффективность любого правительства.

Не сказали ни Миллс, ни Шах ничего и о том, что вызывает беспокойство независимых экспертов, а именно, что на Гаити после бедствия устремилось множество некоммерческих благотворительных организаций, которые по сей день действуют без какого-либо согласования, наступая друг другу на пятки и тормозя процесс реконструкции. Миллс,
правда, признала отсутствие координации в действиях государств-доноров Гаити, которое они только недавно начали преодолевать.

Представители американского правительства считают, что потребуется еще, как минимум, четыре-пять лет на то, чтобы Гаити стало нормально функционировать. Наша задача, - подчеркивали участники брифинга, - не только полностью ликвидировать последствия стихийного бедствия, но и выстроить процесс реконструкции таким образом, чтобы заложить прочную основу для долгосрочного всестороннего развития острова, в частности, способствовать становлению там частного бизнеса.
XS
SM
MD
LG