Ссылки для упрощенного доступа

Политик Борис Немцов – о том, зачем он судится с Путиным


Борис Немцов в студии Радио Свобода
Борис Немцов в студии Радио Свобода
Сопредседатель движения "Солидарность" и Партии народной свободы Борис Немцов уверен, что премьер-министр Владимир Путин "ненавидит его больше всех", а решение о его аресте принимал лично первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков.

Доказать эти утверждения он пытался в интервью Радио Свобода. Напомним, после акции 31 декабря Борис Немцов был задержан. В начале января суд приговорил его к 15 суткам административного ареста.

– После того как вас задержали 31-го декабря, чему вы больше всего удивились?


– За два с половиной часа до нового года ко мне подошел майор и сказал: "Принято решение, чтобы ты провел эти сутки в одиночной камере у нас внизу". Я понял, что такого нового года у меня точно никогда в жизни не было. Камера представляла собой такую бетонную клетку полтора на три метра, освещение – полумрак, читать было невозможно, в камере не было ни кровати, ни подушек, ни матрасов, ничего, просто пол. Когда я спросил: "А как здесь можно спать?". Он сказал: "Снимай свои вещи, каким-то образом упаковывай и ложись спать, если хочешь, конечно". На новый год я услышал бой курантов. В этой камере я провел 40 часов, и 2 января меня привезли на суд. В соседней камере со мной в таких же условиях находился Константин Косякин, у него еще хуже ситуация: он человек очень больной, но никаких поблажек ему не дали.

– Кем принималось такое решение?

– Решение о нашем аресте, – Яшина, Лимонова, Косякина и меня – это, естественно, политическое решение, чтобы мы в карцере, в бетонных застенках в одиночной камере без матраса и без кровати провели Новый год. Оно было принято Владиславом Сурковым.

– А что, заместитель главы администрации президента России Владислав Сурков руководит столичной милицией, силовыми структурами?

– Естественно, МВД руководит Рашид Нургалиев, глава московской милиции Владимир Колокольцев подчиняется Нургалиеву. Но есть один вопрос, который всецело находится в ведении господина Суркова, до сих пор работающего в Кремле. Это вопрос политический. К нему относятся запреты или разрешение на проведение митингов на Триумфальной площади, разгоны манифестантов на Манежной, на Триумфальной; сроки, которые должны получить те или иные оппозиционеры, режим содержания, меры пресечения, – все эти вопросы регулирует господин Сурков, и ему беспрекословно подчиняется Колокольцев. У Суркова есть специально обученный человек, его зовут Никита Иванов. Этот господин осуществляет абсолютно незаконную связь между Сурковым и Колокольцевым. Никакого юридического основания для подобного рода руководства нет... Об этом я знаю из очень надежных источников.

Когда нас всех повезли на суд, уже было заранее известно, кто сколько получит. Судья Боровкова исполняла политический заказ. Милиционеры по всем случаям – лжесвидетели. Судья отказалась прикладывать к материалам дела видеозапись моего задержания.

Одно из главных для себя новогодних впечатлений вынес, что в России вообще нет суда. Институт, где люди могут найти правду, защитить себя, наказать виноватых, Путиным растоптан. Сначала я думал, что Данилкин – это особый случай, что Ходорковский и Лебедев – это личная вендетта Путина против Ходорковского за его неосторожные высказывания и так далее; боязнь Путина, что Ходорковский станет президентом. Сейчас я понял – это полная ерунда. Дело в том, что разрушение судебной системы, которая у нас всегда была хлипкой, началось с дела Ходорковского. Но метастазы этой судебной деградации сейчас уже таковы, что болезнью охвачены все судьи, включая мировых. И это катастрофа: государство без суда существовать не может.

Мы подали жалобу в Европейский суд по правам человека. И я должен сказать, что это сурковско-путинское "правосудие", видимо, шокировало даже спокойных европейских судей. Впервые в истории взаимоотношений Европейского суда и России дело, которое мы подали, принято к рассмотрению за сутки. Я не считаю, что Европейский суд - панацея, но прецедент со мной, знаете, к чему приведет? К тому, что, по крайней мере, у всех граждан России будет право на апелляцию, в том числе в выходные дни, у судей выходных не будет. Второе: если я выиграю этот процесс, они будут вынуждены ликвидировать эти пыточные камеры с бетонными стенами.

– Как вы собираетесь продолжать оппозиционную деятельность? Я видел сообщение, что вы, например, собираетесь продолжать судиться с господином Путиным, подали иск о защите чести и достоинства, требуете привлечь его по статье о клевете за его декабрьские заявления о том, что вы с Березовским что-то такое "наураганили". Не кажется ли вам, что это довольно бесполезное дело?

– Самое главное – повестка дня 2011-2012 года. Отвлекаться исключительно на суды, на тяжбы – это неправильно. Во-первых, мы собираемся с Володей Рыжковым, Володей Миловым, и Михаилом Касьяновым в течение ближайших месяцев провести 50 региональных конференций по учреждению Партии народной свободы, уже в апреле мы должны подать документы. Это очень непростое дело. Во-вторых, будем готовиться к съезду по выдвижению единого кандидата в президенты. Надеюсь, что этот съезд пройдет в июне, и мы должны определиться с единым кандидатом от демократической оппозиции. В-третьих, я буду участвовать в "Стратегии-31", то есть приду на Триумфальную площадь 31 января. Мы считаем, что подарки режиму делать не надо, мы сделаем все для того, чтобы был единый митинг.

Прошла информация, что Савеловский суд принял к рассмотрению наш иск к Путину о защите чести и достоинства. Надо понимать, что Путин либо всех за дураков считает, либо страдает склерозом. В 1990-е годы Путин дружил с Березовским, а я с ним воевал. Березовский хотел захватить "Газпром", "Связьинвест", мы ему не дали это сделать. Потом добились снятия с работы заместителя секретаря Совета безопасности.
Путин с ним дружил, дарил цветы жене, ходил на дни рождения. В итоге Борис Березовский Владимира Путина поддержал, пролоббировал его кандидатуру в качестве преемника, объяснил семье Бориса Николаевича Ельцина, что это лучший кандидат, дал 25 миллионов долларов вместе с Романом Абрамовичем, и в итоге Борис Березовский сделал Путина президентом. Господин Путин, конечно, хочет это забыть, а также, чтобы весь народ забыл. Мы будем использовать этот процесс, чтобы напомнить гражданам нашей страны, как Путин стал президентом и кто его крестный отец. Поскольку в России уничтожен суд как институт, мы, естественно, на справедливое рассмотрение дела не рассчитываем. Но мы рассчитываем на то, что это дело дойдет до Европейского суда.

– Вас поддержали разные западные политики, сенаторы, но тем не менее, с Запада идут и другие сигналы. Вот реальная политика: российская "Роснефть" и британская ВР договорились о стратегическом партнерстве, частью сделки станет обмен акциями компаний. Сделка на 8 миллиардов долларов фактически она легализует экспроприацию ЮКОСа, поскольку "Роснефть" состоит из активов ЮКОСа. То есть получается, что западный мир фактически санкционирует дело Ходорковского?


– Сейчас в Страсбурге находится дело Ходорковского, причем обсуждается один вопрос, а именно вопрос о том, была ли политическая мотивация при отъеме собственности Ходорковского и других акционеров. С вероятностью 99,9% суд ответит: да, была политическая мотивация. В Гааге находится дело о нарушении энергетической хартии российским государством, когда отбирали ЮКОС путем лжебанкроства через "Байкалфинансгруп" Это криминальная схема, в которой участвовали друзья Путина. Режим в России должен был легализовать эту самую сворованную у акционеров собственность. Путин и Сечин пытаются сворованную собственность смешать с собственностью одной из крупнейших нефтяных компаний в мире, а именно ВР.

Обмен этими акциями, – это попытка путинского режима решить проблему собственности Ходорковского. Путин надеется, что после того, как таким образом западный капитал вроде как войдет в "Роснефть", которая в существенной степени состоит из активов ЮКОСа, западный мир, в первую очередь Великобритания, а также Соединенные Штаты, будут поддерживать Путина в его борьбе с Ходорковским.

Это решение, свидетельствующее о том, что базовые ценности, права человека, защита прав собственности – это в основном слова и декларации в устах политиков. А когда речь заходит о деньгах, то, оказывается, про все эти ценности начинают забывать. Но есть суд в Америке и Европе, и ему наплевать, что ВР стала акционером "Роснефти" и "Роснефть" стала акционером ВР . Если все-таки процессы по расследованию кражи путинской группой собственности у Ходорковского будут проходить в западных судах, то я уверен, что они не будут обращать внимания на эту сделку.

– Главная методика премьера Путина и его режима – это коррумпирование западного мира?


– Есть такой термин специальный – "шредеризация", приватизация известных западных политических и бизнес-деятелей. Но на Западе есть общественное мнение. И я думаю, что репутация Путина на Западе такая же примерно, как у Лукашенко. Если те или иные политические деятели будут намертво привязаны к господину Путину, то ничего хорошего для их карьеры в собственной стране они не увидят. Нельзя все за деньги купить. Знаете, почему он нас ненавидит больше всех, и упомянул нас в декабрьской речи? Потому что нас купить нельзя.

– То, что за деньги купить все нельзя, показывает история с Юрием Лужковым. Он купил собственность в Латвии, хотел получить там вид на жительство, чтобы путешествовать по Европе без проблем, а сегодня Юрию Лужкову латвийские власти фактически отказали, включив в список нежелательных персон.

– Латвия – часть Европы, член Евросоюза. Европа живет по антикоррупционным правилам и конвенциям. Если бы Латвия сейчас дала Лужкову вид на жительство, я думаю, у нее были бы проблемы в Евросоюзе. Я Юрию Михайловичу советую ехать в Минск, он друг Лукашенко, он сторонник диктатуры, он с Лукашенко может обсудить различные коррупционные схемы. Есть еще другие страны, может ехать в Туркмению, в Ашхабаде его примут как родного.

Понимаете, какая история, эти люди уничтожают правосудие, а Лужков этим занимался активно в Москве, вы же помните процессы с Лужковым и с Батуриной, помните выборы в Мосгордуму, насквозь фальсифицированные. Они люди борются с оппозицией всячески, в том числе и гнусными методами, а потом вдруг хотят ехать в Европу.

В нашем докладе был описан один криминальный эпизод о том, как Лужков спасал бизнес Батуриной в 2009 году, а именно выкупая за 13 миллиардов рублей через аффилированные структуры за счет бюджетных денег у нее земельный участок в 58 гектаров. Сейчас по этому поводу возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество". Когда Лужков узнал, что возбуждено это уголовное дело, он сначала попытался уехать в Великобританию, а сейчас пытался уехать в Латвию. Я ему советую в Минск ехать, примут как родного.

– А как насчет президента Дмитрия Медведева?

– Вы знаете, он же не работает президентом, он же числится. Проблема в этом – человек числится. Какие его заслуги? Дал интервью "Новой газете"? В "Твиттере" написал, что любит Элтона Джона? Что еще? Свобода лучше, чем несвобода? Что Ходорковского будем судить по закону, и никто не имеет права вмешиваться в процесс? Человек на лыжах катается, блогер известный и так далее. Продлил полномочия себе любимому или своему патрону Путину с 4 до 6 лет в конституции, подписал кабальный для России договор "газ в обмен на флот", признал Осетию и Абхазию, в которых сейчас как в черных дырах пропадают огромные деньги и, пожалуй, что единственное хорошее сделал – снял Лужкова с работы.

Вообще это ужасно, что в стране с президентской традицией, где центральная власть всегда была властью, а не размазней, мы получили такого представителя, который не является президентом.
Причем, у меня никакой аллергии к нему нет, и неприязни тоже никакой нет вообще. Но это же ужасно, что человек три года проработал президентом и так им и не стал.

Полную версию интервью с Борисом Немцовым читайте и слушайте в
программе Михаила Соколова "Время политики".
XS
SM
MD
LG