Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Андрей Шароградский - о Ху Цзиньтао и США


Ху Цзиньтао и Барак Обама: саммит года
Ху Цзиньтао и Барак Обама: саммит года
Центральным событием визита председателя КНР в Вашингтон стала его встреча с президентом США Бараком Обамой. К четырехдневной поездке Ху Цзиньтао в Соединенные Штаты привлечено большое международное внимание - журналисты уже назвали эту встречу саммитом года.

Многие наблюдатели накануне переговоров задавались вопросом, в какой форме Барак Обама поднимет тему нарушения прав человека китайскими властями, какой окажется реакция председателя Ху и, в частности, будет ли упомянуто имя репрессированного властями в Пекине правозащитника, лауреата Нобелевской премии мира Лю Сяобо. На вопросы обозревателя Радио Свобода отвечает китаевед Андрей Шароградский:

- Очевидно, что если имя Лю Сяобо не было упомянуто, это означает, что проблема прав человека не стоит среди первоочередных. Понятно, что упоминание этого имени в прямых переговорах, в особенности во время публичной пресс-конференции, привело бы к дипломатическому скандалу. Лю Сяобо - это человек, который официально осужден в Китайской Народной Республике; его упоминание означало бы, что Соединенные Штаты открыто вмешиваются во внутренние дела КНР.

Любопытно то, что происходило вчера во время совместной пресс-конференции, когда обоим - и Бараку Обаме, и Ху Цзиньтао - был задан вопрос по поводу прав человека. Барак Обама стал отвечать на этот вопрос. Ху Цзиньтао - после долгого перевода на китайский язык того, что сказал Барак Обама - говорить на эту тему не стал, дождался следующего вопроса. И только после того, как еще один корреспондент фактически обвинил его в нежелании отвечать на вопрос по проблеме прав человека, Ху Цзиньтао абсолютно спокойно стал на этот вопрос отвечать. Любопытная деталь. Он употребил выражение "в Китае еще очень много нужно сделать в области прав человека". Такое редко услышишь от китайского лидера. Не думаю, что эти слова будут воспроизводиться в китайских средствах массовой информации.

Еще одно свойство китайских политиков: очень дипломатичная постановка всех фраз. Китай (я впервые услышал это от китайского лидера) признает универсальность прав человека, но тут же Ху Цзиньтао добавил, что при этом, как ему кажется, все стороны, обсуждающие эти проблемы, должны учитывать национальные особенности той или иной страны. Фактически китайский лидер повторил давно известную позицию КНР по проблеме прав человека, но при этом признал универсальность прав человека, универсальность демократических норм - то, о чем как раз говорил Лю Сяобо и за что, в конце концов, он попал в тюрьму на долгие годы.

- Многие обозреватели, несмотря на то, что 2011 год только начинается, уже назвали эту встречу саммитом года - подчеркивая тем самым, что встречаются руководители двух ведущих мировых держав.

- Представитель министерства иностранных дел КНР незадолго до начала этого визита, признавая его важность, сказал, что Китай никогда не согласится с тезисом, согласно которому США и КНР сейчас управляют миром. Но при этом добавил, что двусторонние отношения являются определяющими для, прежде всего, экономических процессов на планете. Это абсолютная правда. Стороны и в Вашингтоне, и в Пекине, конечно же, стараются избегать этого термина "супердержавы", но, так или иначе, это проявляется.

Какими могут быть отношения в этой ситуации? Очевидно, что Китай набирает мощь - политическую, экономическую. Очевидно, что пока эта мощь еще недостаточно велика, чтобы по-настоящему конкурировать с Соединенными Штатами. Несмотря на все разговоры о величине экономики Китая, которая может обогнать, в частности, Соединенные Штаты, нужно учитывать общий уровень жизни населения, который в Китае гораздо ниже; больше того, я бы сказал, что он по-прежнему низкий. Абсолютные величины, в которых исчисляется сейчас китайская экономика, конечно, очень важны. Но уровень жизни в Китае для многих сотен миллионов человек по-прежнему достаточно низок, и ситуацию нужно оценивать с этой точки зрения. Понятно, что идет борьба - такая, в которой положить одной стороне на лопатки другую было бы губительно для победителя. Сейчас в Китае 900 миллиардов долларов американских ценных бумаг, то есть вот этого государственного долга. Понятно, что если, например, обрушить американскую экономику, это нанесет тяжелейший удар и по китайской.

- Помимо вопроса о правах человека, есть довольно много болевых точек для Китая: вопрос территориальной целостности, статус Тибета, Тайваня. Эти темы звучали в ходе переговоров?

- В китайских СМИ - в частности, в редакционных статьях в "Жэньминь жибао", которые, собственно, и являются точкой зрения Китая на те или иные вопросы - эти проблемы упоминаются. Но тут важно понимать, что, скажем, ситуация в Тибете - это одно. Потому что Соединенные Штаты все-таки признают территориальную целостность КНР - это касается, кстати, и Тайваня. Но вот это недовольство, которое идет из Пекина, оно в основном связано с публичными заявлениями по поводу нарушений прав тибетского населения и, конечно же, с публичной поддержкой далай-ламы.

Что касается Тайваня, там ситуация сложнее. Собственно говоря, как развивались события? В начале 70-х годов стали нормализовываться отношения между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами. Дипломатические отношения между США и Тайванем прекратились, но Соединенные Штаты и их западные союзники ясно дали понять, что силовой способ решения тайваньской проблемы приведет к мощному военному конфликту. И это удержало в свое время Мао Цзэдуна от того, чтобы напасть на Тайвань и фактически присоединить силовым методом остров к Китайской Народной Республике. Затем, после начала политики реформ, Тайвань стал играть очень важную роль как раз в экономическом развитии Китая. На самом деле то, что сейчас происходит по обе стороны Тайваньского пролива, вполне возможно, через несколько десятилетий станет ярким примером мирного, последовательного решения такой проблемы, как территориальная проблема между Китаем и Тайванем.

Однако все это не снимает существующих проблем. И, конечно же, такие вещи, как, например, поставка Соединенными Штатами значительного количества вооружений на Тайвань - это все вызвало в Пекине, естественно, негативную реакцию и привело к заметному обострению отношений.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG