Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт Сергей Юшин – о германском диоксиновом скандале и российской колбасе


Шпиг может стать дефицитным продуктом в России
Шпиг может стать дефицитным продуктом в России
Россия вводит временный запрет на ввоз продукции свиноводства из Германии из-за продолжающегося там диоксинового скандала. Это решение, как считают эксперты, практически не отразится на мясном рынке страны, но может привести к росту цен на продукты мясопереработки.

Уже 24 января Россия приостановила поставки в страну живых свиней для убоя, поросят для откорма, а также готовой продукции свиноводства, произведенных в Германии после 1 ноября 2010 года. Решение, сроки действия которого не объявлены, было принято в связи с тем, что, по мнению российских органов сельскохозяйственного надзора, немецкая сторона не может гарантировать отсутствие в них диоксина. Этот скандал начался в Германии в начале года, после того, как были обнародованы сведения о поставках местным птицеводческим и свиноводческим хозяйствам кормов со значительным превышением концентрации этого опасного для здоровья людей вещества.

Согласно предварительным данным, в 2010 году в России было произведено около 710 тысяч тонн свинины. Еще около 640 тысяч тонн этого мяса было в страну импортировано - на долю Германии пришлось примерно 115 тысяч тонн, то есть, менее 20 процентов импорта. Однако, как отмечает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, в поставках сырья для мясопереработки доля немецкий свиноводческих компаний более значительна:

– В 2010 году в общем объеме поставок на долю Германии пришлось около 18 процентов свинины как мяса. Решение о приостановке поставок окажет более серьезное влияние на рынок свиных субпродуктов – там доля Германии превышает 30 процентов. И с еще более серьезными последствиями может столкнуться мясоперерабатывающая промышленность, так как резко сократятся поставки шпига – свиного жира. По предварительным данным 2010 года, в этом секторе доля Германии составляет 42 процента от общего объема поставок.

– Может ли Россия каким-либо образом в достаточно короткие сроки компенсировать поставки сырья для мясоперерабатывающих производств из Германии продукцией российских или других зарубежных компаний?

– Стран, которые могли бы эффективно и в короткие сроки возместить эти объемы, в Европе практически нет. Что касается возможностей российской перерабатывающей промышленности, то здесь, к сожалению, тоже не все гладко – по производству шпига Россия пока отстает, и эта ситуация еще раз показывает, что без опережающего развития убоя и первичной переработки Россия периодически может сталкиваться с определенными дефицитами. Даже при развитии собственного производства свиней.

– А как, на ваш взгляд, можно объяснить нынешнюю неспособность российских свиноводческих хозяйств обеспечить мясопереработку необходимым сырьем – вероятно, они просто не заинтересованы в таком бизнесе?

– Вопрос не том, что они не заинтересованы. Чтобы производить шпиг, у производителя должны быть соответствующие мощности по разделке, должны быть специализированные и квалифицированные кадры, должны быть свиньи соответствующего качества в необходимых товарных объемах. Это не вопрос желания или нежелания. Это вопрос постепенного развития отрасли убоя и первичной переработки, которое может занять не один год. Одно дело – выращивать свиней, а другое дело – получать из этих свиней продукцию технологически необходимого качества.

– Если же говорить о зарубежных поставщиках продукции свиноводства, какие страны, по вашему мнению, могут заместить Германию в этом сегменте рынка?

– В целом второе место после Германии в поставках шпига занимает Испания. Более или менее заметную роль играют Голландия, Бельгия и Дания. Частично также Франция, но она уже существенно отстает от объемов, которые поставляла только одна Германия

– То есть, теоретически, российские производители могут ожидать увеличения поставок сырья для мясопереработки из этих стран?

– Безусловно, но для российских импортеров важно не просто замещать объемы поставок – они должны быть уверены, что эта замещающая продукция отвечает российским санитарным и ветеринарным требованиям. И здесь ситуация гораздо более сложная, чем по мясу, особенно в отношении субпродуктов и шпига. К сожалению, довольно часто в результате лабораторных исследований мы видим, что имеют место те или иные нарушения. Иными словами, вопрос не только в объемах, но и в том, чтобы российские импортеры не несли убытки из-за того, что их продукция не будет отвечать тем или иным российским ветеринарным или санитарным требованиям.

– Сейчас некоторые эксперты уже предупреждают, что мораторий на ввоз свиноводческой продукции из Германии может вызвать в России рост цен на мясную продукцию – на те же сосиски и колбасу. Вы готовы согласиться с таким прогнозом?

– Многое будет зависеть от того, как долго это ограничение будет действовать. При длительных сроках – то есть, больше месяца – безусловно, цены на готовую продукцию будут постепенно расти.
XS
SM
MD
LG