Ссылки для упрощенного доступа

Ельцин как отец Путина и дедушка Медведева. Семья осусаливает Бориса Николаевича


Борис Ельцин
Борис Ельцин

Елена Рыковцева: "В непубличной борьбе Екатеринбург выиграл право на проведение основных мероприятий у Москвы по празднованию 80-летия Бориса Ельцина, - пишет "Независимая газета". - Поэтому на два дня сюда приедет нынешний президент Дмитрий Медведев, который, пользуясь случаем, похоже, вновь порадует либерально настроенную общественность. Он примет участие в церемонии открытия памятника Ельцину, посетит памятный концерт, который пройдет в местном театре оперы и балета, а на следующий день проведет заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. По неофициальной информации, в ходе мероприятия президент может инициировать переименование структуры. Вообще, вся повестка визита в Екатеринбург будет максимально либеральной – все-таки положительный образ Ельцина в большей степени связан с новыми свободами, полученными россиянами. Поэтому в графике главы государства еще и посещение одной из свердловских общественных организаций. Вершиной свободы и толерантности станет митинг 31 января, который екатеринбуржцы, как и москвичи, проводят в защиту соответствующей статьи Конституции уже не первый раз. И всякий раз администрация города эту акцию разрешала, запретив только сейчас – из-за визита главы государства. Но, кажется, и этот запрет будет снят – по крайней мере, соответствующие комментарии дает уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Она же проведет вместе с членами президентского совета особый гражданский форум – предварительно он заявлен на 31 января".

Согласны ли вы с тем, что юбилей Бориса Ельцина и в самом деле нужен Дмитрию Медведеву для того, чтобы показать либералам: я с вами, ребята, я свой? Представляю вам гостей программы. Это редактор отдела политики газеты "Коммерсант" Глеб Черкасов и журналист и писатель Эдуард Краснянский. Глеб, ваша газета тоже пыталась "расшифровать" политический смысл юбилейной повестки. Давайте послушаем.

Диктор: "Одним из самых значимых праздничных мероприятий станет открытие 1 февраля в Екатеринбурге памятника Борису Ельцину. "Это будет такая глыба в движении, каким и был Борис Николаевич в моем представлении", - описал свое произведение автор 10-метрового мраморного обелиска Георгий Франгулян. Это его "вторая работа над образом первого президента", а первой была надгробная плита. Новый памятник будет установлен рядом со строящимся президентским центром в Екатеринбурге. "Мы планируем достроить его вместе с нашими партнерами и УГМК (Уральская горно-металлургическая компания. - "Ъ") ко дню рождения Бориса Ельцина в 2013 году", - сказала Татьяна Юмашева. Помимо библиотеки и музея предполагается, что в президентском центре будет обустроено интернет-кафе и книжный магазин. Есть и идея воспроизвести кремлевский кабинет Бориса Ельцина, чтобы "посетители могли сфотографироваться в президентском кресле". На 11 февраля в Екатеринбурге запланирован рок-концерт с участием групп "Океан Эльзы" и "Смысловые галлюцинации". А в Казани с 28 февраля по 6 марта пройдет международный детский теннисный турнир имени Бориса Ельцина.

Ожидается, что Дмитрий Медведев лично приедет в Екатеринбург, чтобы принять участие в открытии памятника Борису Ельцину 1 февраля. А в Москве в Большом театре в честь Бориса Ельцина состоится праздничный концерт, на котором, по словам советника президента Владимира Шевченко, будет премьер-министр Владимир Путин.

Эксперты не удивлены тем, что руководство страны отметит юбилей Бориса Ельцина. Так, президент Института национальной стратегии Станислав Белковский отметил, что Владимир Путин, несмотря на резкие высказывания в адрес "лихих 90-х", никогда не критиковал первого президента. "И на риторическом уровне, и на политическом он был предан Ельцину, - пояснил господин Белковский. - А господину Медведеву это (празднование. - "Ъ") политически выгодно для консолидации либерально настроенной элиты для избрания на второй срок".

Елена Рыковцева: Тут хочу подчеркнуть, что речь идет только об отношении к юбилею двух руководителей страны. Потому что "Коммерсант" потом опросил руководителей партий. Они остались равнодушны к этому юбилею. "Единая Россия" сказала, что может руководство поприсутствовать на официальных мероприятиях, если пригласят. "Назвав фигуру первого президента "слишком неоднозначной", член президиума Генсовета "Единой России" Игорь Баринов пояснил, что проведение каких-то мероприятий к юбилею на президиуме генсовета не обсуждалось".

"Мы не видим в этом событии праздника, который нам стоило бы отметить", - заявил "Ъ" лидер фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев.

"Мы были в оппозиции к Ельцину с самого начала и сами вряд ли к празднествам присоединимся", - признался лидер "Яблока" Сергей Митрохин.

Как заявил "Ъ" секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов: "У нас будет контрмероприятие - когда будет 20 лет референдуму 17 марта 1991 года (о сохранении СССР. - "Ъ")".

Глеб, как вы считаете, какой смысл оба руководителя вкладывают в этот план торжеств? Он общий, этот смысл, для них обоих или у каждого есть свой?

Глеб Черкасов

Глеб Черкасов: Я думаю – общий. Я думаю, что и для Путина, и для Медведева время Ельцина – это период, который можно ругать, не называя имени Ельцина, а Ельцин – это некий их духовный политический отец (больше Путину он отец, Медведеву скорее дедушка), которого они не могут критиковать лично, потому что это чуть-чуть подрывает их легитимность. А такими торжествами они воздают честь человеку, чтобы потом как следует ругать эпоху.

Елена Рыковцева: А что-то они показывают, демонстрируют? Я несколько раз в нескольких изданиях увидела эту мысль – это демонстрация, особенно когда речь идет о Медведеве, либеральной общественности, что я поддерживаю то, что было в Ельцине лучшего, что он освободил, дал права, все намекает, намекает, что есть преемственность.

Глеб Черкасов: Президент РФ, в силу имеющихся у него полномочий, может показывать свои либеральные намерения несколько иным способом, нежели посещение мемориальных мероприятий. То, что сложили в один короб и мероприятия, в связи с 80-летием рождения Ельцина, и заседание Совета по гражданскому обществу – это называется, чтобы два раза не вставать. Может быть, есть в этом какие-то сигналы, но, честно говоря, за последние годы сигналы ловить несколько надоело.

Елена Рыковцева: В Екатеринбурге 31 января будет представлена первая научная биография Бориса Ельцина. Научная – «потому, что она составлена не на основе субъективных впечатлений, а на документах». В юбилей Ельцина в Екатеринбурге же откроется выставка экспонатов частной коллекции - "Ельцин. Штрихи к портрету". Организовал ее, как сообщают «Известия», известный в городе коллекционер Геннадий Комков. Там будут удивительные вещи. Например, монета Одесского фальшиво-монетного двора "Один Ельцин", выпущенная в 1989, водительское удостоверение Бориса Николаевича 2006 года и памятная медаль "За активную пропаганду марксизма-ленинизма".

2 февраля в Москве откроется международная конференция "Ельцин и новая Россия", где будет презентована книга, написанная Сергеем Приходько и Владимиром Шевченко, шефом протокола президента.

И теперь читаю абзац из "Аргументов и фактов": «Торжества пройдут в Москве, Екатеринбурге, Казани и других городах. Откроют беломраморный памятник Б. Ельцину, проведут в его честь выставки, концерты, научную конференцию и даже детский теннисный турнир… Но найдёт ли это отклик в народном сердце? Спустя десятилетие после ухода Б. Ельцина из власти число тех, кто считает его правление скорее вредоносным для страны, составляет 56% (правда, в конце 90-х ВЦИОМ насчитал таких больше - 67%). Лишь каждый пятый видит в деятельности первого президента больше плюсов, чем минусов".

Как вы считаете, Эдуард, на фоне этих цифр должно ли было быть празднование таким грандиозным? Или все-таки нужно сначала отношение общества к фигуре оценить, а потом уже составлять план мероприятий?

Эдуард Краснянский

Эдуард Краснянский: Да, Ельцин, конечно, настолько громадная фигура, что общество, конечно, неоднозначно относится к этому. И когда вы говорите о том, что президент и премьер посылают месседж, не себе же они посылают, а обществу. Я хотел бы думать, что они все-таки искренне считают, что Ельцин достоин этих торжеств. Не торжеств, а назовем, так сказать, выражения своего отношения к нему, потому что этим они просто по-человечески признают роль этого человека, нашего первого президента, в истории.

Елена Рыковцева: Тогда они мужественные люди, потому что идут поперек общественного мнения. Вы будете его проклинать, а мы будем его чествовать.

Эдуард Краснянский: Надо к общественному мнению относиться довольно спокойно. Потому что я тоже смотрел статистику, она несколько иная. Там примерно в 90-е годы после того, как он ушел, 41% был против, сегодня только 40. А что будет через 10 лет? Что останется от Ельцина в истории – прочерк или все-таки наполненная содержанием бурная жизнь его?

Елена Рыковцева: А это от чего зависит – прочерк останется или наполненная?

Эдуард Краснянский: Это зависит оттого, насколько общество сумеет осмыслить ту роль, которую он все-таки совершил. Не так, как партийные лидеры. Благодаря ему они все появились на свет, потому что выросли на этой полемичности, на борьбе партий, народа вокруг этой фигуры. Они зарабатывали сегодняшний капитал. Не думаю, что многие из них были бы кем-то, например, тот же Жириновский, если бы когда-то Ельцин иначе относился к нему и к его победам. При Ельцине было много кандидатов в президенты, что тоже хорошо.

Елена Рыковцева: Глеб, вы считаете, что общество переосмыслит, домыслит, осознает или не осознает? Вот та атмосфера, которая сегодня сложилась вокруг личности Ельцина, благоприятствует тому, чтобы общество как можно более объективно оценило его личность лет через 10 лет?

Глеб Черкасов: Ельцин – символ 90-х годов. Соответственно, поскольку 90-е годы так или иначе все время критикуют, так или иначе все время упоминают в сравнении с нынешним периодом, то он ложится на Ельцина. Если бы объектом негативной критики был любой другой период, то, возможно, к Ельцину сейчас бы относились получше. Просто, как в бильярде, все время попадает в него вся эта критика. Я думаю, что какая-то часть в обществе очень долго будет настроена к нему крайне негативно. Но я не уверен, что нынешний уровень неодобрения будет сохраняться. Он будет снижаться. Будут вырастать новые люди, которые будут узнавать о том периоде из каких-то других источников. А уж, что они узнают, это вопрос открытый.

Елена Рыковцева: Мне-то кажется, что в том отношении к Ельцину, которое сегодня складывается, очень большую роль сыграл Владимир Путин, он очень большой вклад внес в этот негативный процент, и он же празднует. Сначала вся политика государственного телевидения, всего того, чем он руководит, управляет, идеологически напутствует сводилась к тому, чтобы дискредитировать 90-е, и мы же, здравствуйте, теперь отмечаем прекрасно этот юбилей, да и похороны, слава Богу, устроили человеку торжественные. Противоречия нет в этом?

Глеб Черкасов: Нет.

Елена Рыковцева: Я тебя замочил, я тебя и воскрешу?

Эдуард Краснянский: Может быть, Путин думает о своем будущем и хочет, чтобы о нем в будущем, когда пройдет немало времени… Он все-таки исторически хочет быть масштабной фигурой, как и Ельцин. Может быть, они правильно делают, что все-таки надоело нам, я имею в виду определенной части нашей страны, хулить каждого предыдущего президента. Тут и Горбачев, тут и…

Глеб Черкасов: Черненко, Брежнев.

Эдуард Краснянский: Да, Брежнев. Это же застой. Потом в брежневские времена плохие, Ельцин сделал чудо – перевернул Россию. Как говорил Пастернак: "Сколько надо отваги, чтоб играть на века".

Елена Рыковцева: Глеб, а почему вы сказали, что нет противоречия? Вся политика Путина - чтобы этот период растоптать, а вся официальная, церемониальная часть для того, чтобы превознести, приподнять Ельцина.

Глеб Черкасов: Владимир Путин с большим уважением относится к институту президентства.

Эдуард Краснянский: Совершенно верно.

Глеб Черкасов: Если человек был президентом, то он достоин любых почестей. Помните, когда Медведев увольнял Лужкова, Путин сказал: «Он стал спорить с президентом. Он не нашел общего языка с президентом, такой человек не может работать». Путину, я думаю, очень не нравится дух и содержание 90-х годов, но Ельцин был первым президентом, дважды выигрывал президентские выборы, передал власть Путину. И вот как олицетворение, как символ этого института (кстати, Ельцин же и ввел институт президента) он достоин такого уважения.

Елена Рыковцева: То есть он свято относится к самому, собственно говоря, институту президентства.

Глеб Черкасов: Да.

Елена Рыковцева: Даже не столько к личности Ельцина, а к самому факту того, что он был первым президентом России.

Глеб Черкасов: Никогда Путин ни слова плохого о Ельцине не сказал. Вот всех вокруг по очереди, а про Ельцина никогда ни слова.

Елена Рыковцева: Интересно, какое разное отношение в стране существует к Ельцину. Екатеринбург держит, хранит память до сих пор. Они инициировали референдум о переименовании проспекта Ленина в Ельцинский и выиграл Ельцин этот референдум. Правда, переименовали "Улицу 9 января", проспект не стали переименовывать. И сейчас, читаю, «на многих промышленных предприятиях Екатеринбурга и Нижнего Тагила появятся памятные знаки, сообщающие, что здания были построены первым президентом. Аналогичная табличка у его рабочего кабинета в местном Белом доме висит давно, с момента капитального ремонта здания». Они также просили переименовать местный аэропорт, местное метро, но не пошли навстречу власти. Хранят добрую память люди о нем. Как-то получается хранить, несмотря ни на что в Екатеринбурге.

Эдуард Краснянский: А вы думаете, только там хранят добрую память? Я, например, удивлен, что памятник Ельцина сделан не там, где он вставал на броневик. Я хотел бы, чтобы вся страна шире отмечала не праздник, а просто увековечила память Ельцина. Правда, мы имеем опыт – сначала город Брежнев назвали, а потом отменили. Чтобы такого не было. Кстати, сейчас прошло уже много лет, оценки более, может быть, свободные, чем раньше.

Елена Рыковцева: Прочитаю отклик Алексея Мокроусова, из журнала "New Times" о выставке фотографий Ельцина. Серьезную проблему поднимает человек.

"Фотографии для ельцинской выставки отбирали с участием его семьи, в подавляющем большинстве это фотохроника ИТАР-ТАСС. Ельцин здесь главный герой, определяющий время, он выглядит вождем-одиночкой, лишенным соратников и окружения. При этом отсутствуют многие хрестоматийные снимки с Ельциным вроде выступления за бронещитом на импровизированной трибуне у Белого дома или обошедшей весь мир сцены с дирижерской палочкой. Нет и работ, запечатлевших его не в самые светлые (с точки зрения лояльного биографа) мгновения жизни. В конце концов, пустой трап российского самолета в Шенноне, у которого ждет ирландский премьер, - это тоже Ельцин, нравится он нам таким или нет.

Митинги и плакаты в пользу Ельцина на выставке показаны. Митинги и плакаты против - практически нет, исключение сделано лишь для пикета Валерии Новодворской. Но Ельцин вне борьбы - все равно что самолет без мотора, его невозможно представить и тем более показывать только в обстановке встреч с народом и другими президентами.

Как будут выглядеть юбилейные выставки в дальнейшем? Возможно ли их создание без участия членов семьи? Торжествующий сегодня в России закон о праве наследников накладывать вето не только на публикацию переписки, но и на изображения своих родственников понимается слишком буквально. Кажется, он принимался в расчете на то, что в России никогда не обнародуют фотографий, касающихся личной жизни политических деятелей. Вся надежда на Интернет и зарубежную прессу, где представители власти лишены восточного ореола священности, которым их все еще стремятся окружать в России".

Глеб, что вы скажете по поводу того, что не хочет семья не причесанного, не приглаженного Ельцина. Мы же это, мол, все и без выставки знаем, что есть Шеннон, есть знаменитая дирижерская история. Зачем расстраивать посетителей выставки?

Глеб Черкасов: У семьи, а точнее у некоторой ее части, в отличие от покойника, еще политические амбиции сохранились. И, как мне кажется, эти вне всякого сомнения достойные люди хотят выехать за счет осусаливания Ельцина, создания некоего великого государственного деятеля, который все сделал и даже, смотрите, какого он нам Путина привел. И под это получить что-то, ну не знаю, место при дворе. Мне кажется, такие выставки, такое, повторюсь, осусаливание Ельцина – это ошибка. Человек был очень противоречивый, человек был очень непростой, а уж ошибок-то совершил невероятное количество. Но худшее, что можно сделать сейчас его памяти – это вот выставки: Борис Николаевич выступает со сцены, мудро простирая руку перед подобострастно ждущими его людьми. Он сам это, по-моему, не очень любил.

Елена Рыковцева: Эдуард, не нужно ли приструнить членов семьи, когда речь идет о… Смотрите, они хотят сделать этот юбилей всеобщим, всероссийским, всенародным. Но при этом накладывают свою лапу на образ Ельцина. Они хотят его причесать, пригладить и преподнести таким, каким им хочется. Не следует ли деприватизировать этот юбилей, как вы считаете?

Эдуард Краснянский: Если властные структуры, без которых невозможно было организовать этот юбилей идут именно на это, на некоторое приглаживание образа Ельцина, хотя это бессмысленно делать, все помнят его, и воду, в которую он падал, и все…

Елена Рыковцева: Все букеты и мостики.

Эдуард Краснянский: Более того, я вам скажу парадоксальную вещь. Может быть, именно эти фотографии – Ельцин с перекошенным лицом, Ельцин, в тот момент выражающий малоприятные чувства, - сегодня как раз увидели, что он был человек из рода земных. Все, что присуще людям, он мог доверить - посмотрите, вот такое я есть. Я не думаю о том, как вы измените мнение, если увидите такую фотографию обо мне.

Право семьи делать то, что она хочет. Право общества помнить того Ельцина, который есть.

XS
SM
MD
LG