Ссылки для упрощенного доступа

Гражданин Навальный рассекретил госкомпании


Офис компании "Роснефть"
Офис компании "Роснефть"
Конституционный суд России подтвердил право любого акционера того или иного бизнеса знакомиться с его документами. Таким образом, суд фактически указал на незаконность действий государственных компаний "Роснефть" и "Транснефть" в споре с Алексеем Навальным – одним из миноритарных их совладельцев.

Российский гражданин Алексей Навальный, владеющий небольшими пакетами акций нескольких крупных компаний и желающий получить доступ к их документам, добился двух выгодных для себя судебных решений.

Конституционный суд отказался рассматривать жалобу "Роснефти", поставившей под сомнение статью закона "Об акционерных обществах" о праве акционеров знакомиться, в том числе, и с копиями протоколов советов директоров своих компаний. В минувшем августе Московский арбитражный суд, рассмотревший иск Навального, обязал крупнейшего в России производителя нефти выполнить это требование закона, однако позже рассмотрение дела в апелляционной инстанции было приостановлено до решения Конституционного суда. Последний же, не приняв жалобу "Роснефти" к рассмотрению, фактически признал ее поражение в споре со своим акционером.

Теперь Алексей Навальный – как, впрочем, и любой другой владелец бумаг "Роснефти" – может более детально вникнуть в особенности ее бизнеса. Партнер и аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что такая информация может быть особенно интересна частным акционерам "Роснефти", контролируемой государством:

– Компания, в принципе, показывает неплохие производственные показатели, хотя у нее и гигантские долги. Но это не совсем коммерческая компания, поскольку во многих своих проектах она – как государственная компания – следует политическим указаниям руководства, а не руководствуется интересами своих акционеров, – отмечает Михаил Крутихин.

Еще больше вопросов, вероятно, может возникнуть к компании "Транснефть", владеющей всеми магистральными российскими нефтепроводами и также контролируемой государством. В понедельник Московский арбитражный суд удовлетворил другой иск Алексея Навального, миноритарного акционера "Транснефти", настаивающего на ознакомлении с протоколами совета ее директоров.

– Компания "Транснефть" активно скрывала эти протоколы совета директоров, – говорит Алексей Навальный в интервью Радио Свобода. – Напомню, что с подобными требованиями я обратился к десятку крупнейших компаний в стране. Причем многие компании, в том числе, те, с которыми я имею юридические споры и даже возбужденные уголовные дела, такие документы предоставили. Это, в частности, и "Газпром", и "Сургутнефтегаз", и "Сбербанк". "Транснефть" же документы предоставлять отказалась – поэтому я уверен, что она что-то скрывает.

Ранее Алексей Навальный, ссылавшийся на имеющиеся в его распоряжении результаты внутренней проверки компании "Транснефть", обвинял ее в серьезных финансовых злоупотреблениях, которые происходили еще при прежнем руководстве.

Михаил Крутихин напоминает, что Счетная палата России также обратила внимание на некоторые детали бизнеса "Транснефти":

– Это закрытость, и, что греха таить, еще и коррупционная составляющая. Давайте вспомним предыдущего руководителя компании Семена Вайнштока. Сначала новый глава "Транснефти" Николай Токарев уличил его в многочисленных злоупотреблениях, в разворовывании средств и в неправильном информировании российского руководства о том, что происходит в компании. А затем и Счетная палата подтвердила все эти обвинения. Но когда все эти документы положили на стол тогдашнему президенту Путину, все, что он сделал, это назначил Вайнштока руководителем олимпийского строительства. Там Вайншток тоже не продержался длительное время и вынужден был уйти, поскольку продолжал ту же самую практику...

Закрытость и непрозрачность работы "Транснефти", как считают эксперты, стали чуть ли не главной причиной переноса на неопределенный срок частичной ее приватизации. Сделать это уже в ближайшее время минувшей осенью призывало министерство финансов, однако сама "Транснефть" и министерство энергетики были против. По мнению Михаила Крутихина, позиция министерства энергетики и самой "Транснефти" совершенно понятна:

– Дело в том, что эта компания, абсолютно непрозрачная, совершенно не планирует передавать какую-то часть информации будущим частным акционерам. Нельзя сказать, чтобы "Транснефть" была полностью коммерческой. Многие из ее проектов не имеют экономического содержания, а целиком политизированы. Компания может потратить миллиарды долларов на проект, который не окупится никогда, – подчеркивает аналитик.

Впрочем, компании, как следует из судебных решений, могут ограничить право акционера на информацию в том случае, если могут быть нарушены их интересы в деле сохранения коммерческой тайны. Однако здесь Алексей Навальный обращает внимание на недавнее разъяснение Высшего арбитражного суда, который в этом случае считает возможным давать акционерам запрашиваемые документы, но под подписку о неразглашении:

– У компании "Транснефть" теоретически есть возможность потребовать от меня подписания соглашения о конфиденциальности. В таком случае, скорее всего, я буду вынужден подписать такое соглашение и не смогу эти документы публиковать, в том числе, и в интернете. Однако это никоим образом не умаляет моих возможностей в том, чтобы использовать эти документы для дальнейших юридических действий против компании, а именно – для обращений в суд, в прокуратуру или в милицию.

После определения Конституционного суд Алексей Навальный надеется на положительный для себя результат рассмотрения приостановленного иска против "Роснефти". Аналогичное же дело в отношении "Транснефти" в связи с новыми обстоятельствами, как ожидается, вообще обжаловано не будет.
XS
SM
MD
LG