Ссылки для упрощенного доступа

Кто шпионит за вертолетами?


Инженеры франко-германской компании Eurocopter прогуливаются вдоль вертолетов
Инженеры франко-германской компании Eurocopter прогуливаются вдоль вертолетов
В Мюнхене открылся судебный процесс по делу о шпионаже в пользу России. По данным Федеральной прокуратуры Германии, австрийский гражданин и кадровый военный в течении многих лет собирал на территории Германии секретную информацию и за вознаграждение передавал ее Службе внешней разведки. Ему помогал немецкий инженер-вертолетостроитель.

Преимущественно речь шла о документации находящегося под Мюнхеном представительства франко-германской фирмы Eurocopter, производящей вертолеты. Все обстоятельства этого запутаного дела пока еще не выяснены.

Если не считать предупреждения о запрете на звукозапись и фотосьемку, попасть в зал суда на удивление просто. Это серый небольшой зал, почти без охраны, где монотонным голосом дает показания свидетель обвинения. Наискосок от него в окружении трех защитников сидит 54-летний главный обвиняемый, унтер-офицер австрийских ВВС Харальд Зодникар. Ему несколько лет назад уже приходилось предстать перед судом в Австрии по аналогичному делу, однако австрийский суд из-за отсутствия неопровержимых улик оправдал его. Ходили слухи, что в прекращении дела были замешаны и высокопоставленные представители военно-промышленного комплекса Австрии.

Представители немецкой Генеральной прокуратуры, однако, считают, что дело еще не закончено. Любопытно то, что и нынешний свидетель обвинения – немецкий авиа-инженер Вернер Грайпель, работавший до 2007 года в фирме Eurocopter – уже был судим по этому же делу, но, ввиду чистосердечного признания и сотрудничества со следственными органами Германии, получил лишь небольшой условный срок.

Свидетеля обвинения и подсудимого, как считает немецкий председатель суда, объединяла не только личная дружба и страсть к вертолетостроению, но и стремление к быстрой наживе. Согласно данным генпрокуратуры Германии, обвиняемый Харальд Зодникар был посредником. Заказчиком же был Владимир Вожжов, фигурирующий в документах прокуратуры как сотрудник российской Службы внешней разведки. По одним данным, он являлся российским атташе в Австрии по торговым делам, а по другим – был военным атташе и по совместительству представителем "Роскосмоса". Кстати, немцы до сих пор так и не выяснили, на кого точно работал Вожжов - на СВР или на ГРУ.

В 2007-ом году Владимир Вожжов был задержан в Вене австрийскими правоохранительными органами по обвинению в шпионаже, но его были вынуждены через некоторое время отпустить, так как российский МИД отказался лишить Вожжова дипломатического иммунитета. По некоторым данным, Владимир Викторович Вожжов является дальним родственником премьер-министра России Владимира Путина; по одним сведениям, свояком, по другим – шурином.

Но именно эти детали мюнхенский суд как раз не интересуют. На нынешнем процессе судьи пытаются выяснить, какая информация интересовала российскую разведку, каков нанесенный безопасности страны ущерб и какое вознаграждение получили за свою деятельность завербованные агенты.

Удивление генпрокуратуры Германии вызывает то обстоятельство, что подсудимый Харальд Зодникар, будучи лишь унтер-офицером при месячном окладе в 1500 евро, любил жить на широкую ногу, предпочитал ездить на дорогих автомобилях Lamborghini, Porsche и Mercedes, а иногда даже летать на собственном вертолете.

Упомянутый Владимир Вожжов назначал встречи со своими информантами то в Мюнхене, то в Зальцбурге, а иногда на курортах в Хорватии и несколько раз приглашал их за свой счет в Москву. Естественно, что приезды в Москву сопровождались не только осмотром достопримечательностей, но и застольями и вечеринками.

Довольно наивно звучит показание свидетеля обвинения Вернера Гайпеля, что в то время он даже не подозревал, что Владимир Вожжов являлся сотрудником российской разведки. Как заявил Вернер Гайпель, Владимир Вожжов производил на него впечатление хорошего бизнесмена, но отнюдь не шпиона. Один продавал, другой покупал то, что ему нужно. Однако немецкого инженера отнюдь не удивляло, что Вожжов снабдил его мобильными телефонами с российскими телефонными номерами, а также двумя кредитными карточками и открыл для него специальный банковский счет. С этого счета немецкий инженер соответственно снимал деньги, полагаемые ему за передачу секретной информации.

На данный момент все замешанные в этом процессе стороны категорически отказываются давать интервью СМИ, ссылаясь на слишком запутанные обстоятельства этого дела. Предполагается, что процесс продлится до середины марта.
XS
SM
MD
LG