Ссылки для упрощенного доступа

Serenissima: баута, маттачино и доктор чумы


26 февраля в Венеции открывается ежегодный карнавал, одно из главных событий мирового туризма, привлекающее в город сотни тысяч посетителей. На протяжении десяти дней в Венеции будут проходить демонстрации масок и карнавальных нарядов, театральные и уличные представления, парады и шествия. В эфире РС сегодня - итальянский писатель Альберто Тозо Феи, автор нескольких книг о Венеции, в том числе «Загадки Большого канала», «Венецианские легенды и рассказы о призраках», «Венеция-загадка» и «Шекспир в Венеции». Беседу ведет корреспондент РС в Италии Всеволод Гнетий.

- Каково происхождение карнавала и как его воспринимали сами венецианцы на протяжении веков?

Феи: Происхождение карнавала определенно языческое. Некоторые предполагают, что карнавальная традиция восходит к древнеримским сатурналиям, а кто-то даже связывает его с древнейшими халдейскими ритуалами. Мы определенно знаем только, что нравы карнавала, период массового безумства, когда естественный порядок вещей опрокидывается, являются дохристианскими. Христианская церковь так и не смогла сделать карнавал "своим": карнавал остается чем-то маргинальным, пограничным на ободе установленного порядка вещей, хотя некоторым образом церкви удается вписать его в свои установки.

Например, в Венеции в XVII веке карнавал начинался 26 декабря, на следующий день после Рождества, и заканчивался в пепельную среду, в день начала Великого поста. Карнавал включался в литургический календарь. Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок - для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ – плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы.

Не стоит забывать: венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем. В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений – дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок.

Карнавал - это способ смешения крови. Аристократка, выходящая из дома в маске, могла делать все, что ей заблагорассудится
Наконец, карнавал - это способ смешения крови. Аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится! Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство, кстати, сказалось и на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания.

- Каким было раньше и каким является сейчас отношение церкви к венецианскому карнавалу?

Феи: Отношение церкви к карнавалу характеризовалось абсолютной терпимостью. Сейчас церкви нечего бояться подрыва устоев, поскольку теперь карнавал - это праздник довольно невинный и не создающий никакой дестабилизации. Но то, что происходило в Венеции в прошлом, предоставляло людям церкви запретные возможности. Имеются документальные свидетельства об участии в карнавалах монашек. В те времена девушек принуждали к постригу в монахини, это не было внутренним призванием. Возможно, и они тоже давали выход чувствам. В прошлом карнавал был полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной.

- Как лучше испытать на себе очарование венецианского карнавала?

Феи: Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни, стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия. Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой.

- Как эволюционировали карнавальные маски с течением веков и какова их символика?

Феи: Некоторые старые венецианские маски дошли и до наших дней. Возможно самая известная из них, белая - баута. Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды. В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции.

Другая древняя маска - маттаччино, ее надевал канатоходец, бросавший благоухающие яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко. Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Эта маска называется лАньяга, она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно. Эта маска давала выход пульсациям, которые, используя современную терминологию, можно было бы назвать транссексуальностью.

Когда Венецию поражала чума, врачи надевали маски с долгими клювами, в которые вставляли баночки с благоухающими настоями.
Среди любопытных масок можно выделить «доктора чумы» - думаю, многие этот наряд помнят. Это широкая туника, к которой прилагается маска в большим изогнутым носом, похожим на клюв; маска делает человека похожим на ворона. Когда Венецию поражала чума, врачи действительно так одевались, потому что в клюв вставляли баночки с мазью или с благоухающими настоями, которые позволяли врачам дышать среди миазмов и зловония. Эта карнавальная маска выполняет функцию экзорциста, она отгоняет смерть.

Самые популярные маски известны вошли в обиход начиная с XVI века, вместе с художественной комедией – это Коломбина, Арлекино, Панталоне. Все эти куклы родились в Венеции, приобрели важную роль в театре благодаря плеяде драматургов, список которых завершил в XVIII столетии Карло Гольдони. Еще одна особенная маска - ла моретта (негритянка) - была женской. Она состоит из черной личины, которую женщина прикрепляла на лицо, однако у нее не было завязок. Внутри маски укреплена деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами. Маска держалась на лице, но лишала женщину возможности разговаривать. Об этом знала и сама маска, и ее собеседники, и поэтому коммуникация с это маской строилась на игре глаз. Думаю, что это верх сублимации, того, что скрывает карнавал в плане смысловых значений.

- Есть ли какие-нибудь курьезные традиции и легенды, связанные с венецианским карнавалом?

Феи: С течением веков венецианцы разработали множество способов празднования карнавала. Это и состязания, и публичные выступления, театральные шутки, вроде, например, «Геркулесовой силы» - человеческой пирамиды. Были «пунические войны» - жестокие сражения, разыгрывавшиеся на мостах, между двумя кланами, жившими по разные стороны от Большого канала. Кланы называли себя «кастеллани» и «николотти», бойцы жестоко колотили друг друга в попытке захватить чужую территорию или отстоять свою. Практиковались бег с ручными тележками, корриды с быками и медведями. Все это в совокупности и был карнавал, по определению являвшийся безумием и попранием правил приличия.

Среди симпатичных курьезов распутства, сохранившихся до сих пор, упомяну «казини» - значение этого слова претерпело изменения и в современном итальянском оно значит «публичный дом». Однако прежде "казини" были своего рода клубами венецианской аристократии, с которых играли в карты, чинно беседовали, слушали музыку и - почему бы и нет? - предавались сексуальным утехам.

Здание одного из этих «казини» сохранилось, там сейчас расположен французский культурный центр. Его еще называли «казино Вениер», поскольку дом был собственностью всемогущего прокурора Марко Вениер. Однако зданием пользовалась, в основном, жена прокурора Елена Приоли, которая, насколько известно, водила туда своих любовников именно в период карнавала. Прокурорша не боялась, что муж застукает ее, поскольку дверь находилась под портиком, в котором было проделано отверстие, замаскированное напольной плитой, приподняв которую, можно было увидеть, кто стоит у входной двери. Согласно легенде, в «казино» вел потайной ход, ведший под ближайший мост, под которым всегда наготове стояла гондола, и посетитель, пожелавший остаться незамеченным, мог спокойно уплыть восвояси. Этот потайной ход не виден со стороны комнат, но его хорошо видно с моста деи Баретери, со стороны Сан Марко, и следовательно, этот потайной ход действительно существовал.

Венецианскую галерею московского художника Галины Быстрицкой вы можете посмотреть здесь

Фотоочерк Ольги Баженовой и венецианских карнавальных масках вы можете посмотреть здесь
XS
SM
MD
LG