Ссылки для упрощенного доступа

ООН решает "ливийский вопрос"


Постоянный представитель Ливии в ООН Мохаммед Шалгхам в центре внимания
Постоянный представитель Ливии в ООН Мохаммед Шалгхам в центре внимания
Совет Безопасности ООН может одобрить резолюцию, где предусматриваются санкции против режима Муамара Каддафи. Накануне события в Ливии стали предметом обсуждений в Совете Безопасности ООН.

За драматическими событиями на улицах ливийских городов 25 февраля последовали драматические события в стенах штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Постоянный представитель Ливии в ООН, всего три дня назад защищавший действия правительства Каддафи на предыдущем заседании Совета Безопасности, называвший ливийского лидера "мой друг", первым взял слово и в эмоциальном коротком заявлении назвал Каддафии безумцем, обвинив его в уничтожении людей, сравнив его с Пол Потом и Гитлером. Он призвал Совет Безопасности действовать решительно и безотлагательно. Говоря с журналистами, ливийский посол Мохаммед Шалгхам был еще более эмоционален:

– Огромное число жертв, повсюду на улицах дежат трупы! Убийство правительством своих собственных граждан только потому что они говорят "нет" не может продолжаться. Ты не можешь быть ни королем, ни президентом, ни лидером если ты убиваещь людей за то что они говорят "мы хотим свободы". Желание быть свободным не является преступлением, – подчеркнул Мохаммед Шалгхам.
Ты не можешь быть ни королем, ни президентом, ни лидером если ты убиваещь людей за то что они говорят "мы хотим свободы"

Сенсационный переход в лагерь противников Каддаффи его старинного соратника, бывшего министра иностранных дел Ливии вызвало необычно бурную реакцию дипломатов в ООН. Ппосол Франции в ООН Жерар Аро заявил:

– Действия постоянного представителя Ливии выглядят историческими. Это заключается не только в том, что сказал ливийский посол, но и в реакции на его выступление представителей арабских и африканских стран, которые после этого заявления бросились к нему с поздравлениями и словами поддержки. Это поворотный момент. Нас часто упрекают в том, что Запад, призывая к демократии, пытается вмешиваться во внутренние дела многих стран. Да, события в Ливии, казалось бы, ее внутреннее дело, но сегодняшняя реакция свидетельствует о том, что мир меняется, – сказал Жерар Аро.

Впрочем, формальная реакция членов Совета Безопасности не была столь же эмоциональной. В проекте резолюции, предложенной Великобританией и Францией, нет никаких ссылок и намеков на возможность силовых дейтсвий со стороны международного сообщества, к чему, собственно призывал ливийский посол. Авторы резолюции предлагают наложить эмбарго на продажу оружия Ливии, ввести запрет на передвижения людей из окружения Каддафи за пределы страны, заморозить иностранные счета Каддафи, его семьи и его приближенных и начать расследование дейтсвий ливийских властей на предмет выявления преступлений против человечности. Представитель Белого Дома объявил о разработке Вашингтоном сходного пакета односторонних сакнций, сказав при этом, что США не исключают никаких мер, которые могут потребоваться для прекращения кровопролития в Ливии.

Очевидно, что опыт миротворчества последних двух десятилетий заставляет Вашингтон и ведущую пятерку членов Совета Безопасности действовать в Ливии с крайней осмотрительностью, хотя уроки этих миротворческих предприятий – от Сомали до Восточного Тимора – дают поводы специалистам для противополжных выводов и рекомендаций. Вот что говорит в интервью телеканалу CNBC бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента, президент Нью-Йоркского совета по международным отношениям Ричард Хаас:
Вне зависимости от того, удержится ли Каддафи у власти или нет, Ливия в ближайшем будущем не будет стабильным государством с центральной властью, способной контролировать всю территорию

– В Вашингтоне сейчас идут дебаты по поводу того, как действовать в Ливии. Многие говорят, давайте прибегнем к силовым действиям, давайте поможем навести порядок в Ливии. Эти люди, на мой взгляд, недостаточно продумали свои предложения. Идея введения американских войск в Ливию безумна. Единственное, что мы можем сделать в данной ситуации, – помочь тем, кто пытается покинуть страну. В будущем, не исключено, нам придется проводить ограниченные антитеррористические операции на территории этой страны, потому что вне зависимости от того, удержится ли Каддафи у власти или нет, Ливия в ближайшем будущем не будет стабильным государством с центральной властью, способной контролировать всю территорию. Пэтому мы должны дважды подумать, ибо рискуем оказаться в центре хаоса, – предостерег Ричард Хаас.

Но сторонники активной позиции США предлагают свои аргументы. Фуад Аджами, авторитетный американский эксперт по Ближнему Востоку, профессор университета Джонса Хопкинса, выступая на CNN, которая постоянно в эти дни акцентирует данные о новых жертвах среди оппонентов режима Каддафи, заявил:

– Президент Обама, я думаю, травматизирован иракской войной. Эта война не была необходимой. Но Каддафи – другое дело. Вспомним, что нам говорили о том, что сербские силы в Боснии непобедимы, когда они уничтожали людей в Сребренице. Когда же мы решились действовать, выяснилось, что это не так. У меня есть ощущение, что то же самое можно сказать и о Каддафи. В его заявлениях о военных возможностях и готовности к героической борьбе содержится много фальши.

Дебаты о том, как действовать в Ливии, наверняка будут продолжаться не один день. И, как признаются дипломаты, лучшим исходом было бы падение режима Каддафи до завершения этих дебатов.
XS
SM
MD
LG