Ссылки для упрощенного доступа

Морозный российский футбол


Матч Лиги Европы "Твенте" - "Рубин"
Матч Лиги Европы "Твенте" - "Рубин"
Как играть в футбол в морозную погоду? Понимает ли Дик Адвокат, что состав сборной России по футболу необходимо менять? Как работает футбольная школа в голландском городе Энсхеде? Эти темы активно обсуждают блогеры, пишущие о спорте в России.

Блогер "Пять-три-два" на сайте Sports.Ru пишет о футболе в морозную погоду.

Для российских клубов, играющих в еврокубках в феврале 2011 года, проблема морозов стала едва ли не главной. "Рубин" уже отмучился, а "Спартаку", ЦСКА и "Зениту" данное удовольствие ещё предстоит.

Голландский "Твенте", которой заставили играть в морозных "Лужниках", пригрозил УЕФА исками, если у футболистов возникнут проблемы со здоровьем. И это несмотря на то, что голландцы победили. Эмоции соперников "Рубина" в случае неудачи даже представить сложно.

Надо сказать, что руководство ФИФА и УЕФА – наверное, самое консервативное в спорте. Несмотря на скандалы с незасчитанными голами на чемпионате мира, чиновники изо всех сил упираются против узаконивания электронных систем фиксации забитых мячей и, тем более, от использования видеоповторов. С проблемой морозов возникает такая же ситуация, хотя её решение, в общем-то, лежит на поверхности.

В более либеральном хоккее с мячом проблема мороза решается легко и просто - матч вместо 2 таймов по 45 минут играется 3 по 30. Бывает, что и длительность встречи сокращают.

Ну, УЕФА, положим, подобный радикализм проявлять ни к чему. А вот разрешить клубам на случай морозов в качестве резервной арены заявлять манеж – это проще простого.

Тут же раздаётся гул возмущённых голосов – как можно, ведь это даст преимущество хозяевам, да и вообще, игра в манеже, на искусственном поле, вызывает повышенный травматизм.
Чем игра в манеже опаснее встречи на кочкообразной полосе препятствий, когда и мастерство нивелируется, и шансов получить тяжёлую травму в разы больше?

Однако, по правде говоря, всё это лукавство. На практике существует масса арен, разрешённых ФИФА и УЕФА, где гостям приходится ой как не сладко. Классический пример с высокогорной ареной в боливийском Ла-Пасе европейцев, правда, не касается. Зато полей малоразмерных, невысокого качества – хоть отбавляй. И чем игра в манеже опаснее встречи на кочкообразной полосе препятствий, когда и мастерство нивелируется, и шансов получить тяжёлую травму в разы больше?

Если же говорить о качестве футбола в манеже, то не стоит забывать, например, что самый зрелищный матч в истории противостояния ЦСКА и "Спартака", завершившийся со счётом 5:4 в пользу красно-белых, состоялся именно в манеже "Олимпийского".

Речь ведь не идёт о том, чтобы все матчи в этот период проводить под крышей, но, например, при температуре ниже 10 или 15 градусов мороза, когда возникает прямая угроза здоровью спортсменов, на что жаловался тот же "Твенте", игра в манеже – меньшее из зол. Не говоря уже о комфорте зрителей.

Есть, конечно, чисто техническая проблема – ведь держать в готовности тот же "Олимпийский", не зная, пройдёт там игра или нет, очень накладно, а собственных вместительных манежей у клубов практически нет. Тем не менее, если бы "добро" международных футбольных организаций было получено, решить данный вопрос было бы вполне возможно. И даже необходимо, с учётом дальнейшего расширения календаря официальных матчей на зимний период.

А пока такого решения нет, продолжим смотреть, как окоченевшие игроки гоняют дубеющий "Джибулани" под хоровое исполнении фанатами песни "Ой, мороз, мороз!"

* * *

Александр Горбунов в блоге на сайте издания "Спорт день за днем" пишет о ситуации в сборной России по футболу.

Дик Адвокат таким образом ведет работу в сегодняшней сборной России, что она представляет собой группу игроков, почти каждый из которых на 100 процентов уверен в каждом следующем вызове в национальную команду.

Возрастной дисбаланс
Дело даже не в среднем возрасте нынешней сборной, хотя и он высок (примерно 27 лет), а в наблюдающемся возрастном дисбалансе. В группе так называемых молодых – лишь два игрока (Мамаев и Дзагоев), в условной средней группе (от 23 до 27) – восемь футболистов, всем остальным (их двенадцать) – от 28 до 33. Крен очевидный. Через год, после победы (есть все основания на это надеяться) в отборочной группе, вся "бригада" станет ровно на год старше. Дик Адвокат не предпринимает никаких попыток для того, чтобы исправить положение – не формально, разумеется, не ради галочки в докладе президенту РФС (процесс, дескать, омоложения идет, можете не беспокоиться), а ради достижения -разумного баланса, характерного, если внимательно проанализировать составы многих команд, для успешных клубов и сборных.

Матчей, в которых можно было проверить ближайший резерв национальной команды, причем проверить в условиях, в той или иной степени приближенных к идеальным с точки зрения проверочных, не так уж и много. Никто, полагаю, не мешал в игре с Ираном просмотреть группу футболистов, пребывающих на подходе к сборной. Дик Адвокат не пожелал сделать это даже применительно к такой проблемной на сегодня позиции, как левый защитник. Надо полагать, тренер, как и все наблюдатели, понимает абсурдность появления на месте левого защитника Билялетдинова, но продолжает настаивать на своем. Голландский специалист говорит, что надеется на возвращение к матчу в Ереване Жиркова. Для сборной было бы хорошо, конечно, если бы Жирков, только-только приступивший в "Челси" к занятиям в общей группе и давно не имевший игровой практики, подошел к 26 марта в оптимальном состоянии, но почему бы, пока Жиркова не было, не проверить слева в обороне одного или двух не привлекавшихся в сборную прежде игроков?
Избавиться от ощущения, что этому голландцу, в отличие от его предшественника, все равно, как будет выглядеть сборная России после того, как ему – рано или поздно – придется из нашей страны уехать, очень сложно

Деклараций вроде "двери в команду открыты для всех" или "приглашаться и играть будут все сильнейшие" мало. Не нужны специальные приборы для того, чтобы увидеть: подавляющее большинство сегодняшних сборников давно уверовали в то, что они незаменимы и будут приглашены в команду при любых обстоятельствах. Даже в том случае, если они не проходят в основные составы своих клубов, проваливают календарные матчи внутреннего чемпионата, выглядят значительно слабее тех, кто играет рядом с ними, но кого в сборную не вызывают.

Чья команда?
В матче с Ираном двенадцать из шестнадцати выходивших на поле футболистов выступали в составе хиддинковской сборной на чемпионате Европы 2008 года. Адвокат пользуется ресурсами Хиддинка. Более того, еще до приезда Хиддинка в Россию, когда в отсутствие официально назначенного главного тренера национальной сборной, в период между Юрием Семиным и Хиддинком, командой руководил Александр Бородюк, сборная, помнится, сыграла весной два товарищеских матча (в Москве с Бразилией и в гостях с испанцами). Из 2006 года, получается, 15 – в общей сложности – футболистов, ставших ровно на четыре года старше, считающихся незаменимыми и неприкасаемыми и испытывающих несомненные сложности с уровнем мотивации.

Позиция Адвоката
Новые российские футбольные власти не пожелали оставить на посту главного тренера сборной Гуса Хиддинка. Соображения, которыми они при этом руководствовались, ведомы только им. Вряд ли возглавивший РФС год назад Сергей Фурсенко и его советники задумывались о тренерской преемственности и о том также, что продолжение Хиддинком, уже все и вся применительно к национальной команде знавшим, своей деятельности в России позволило бы безболезненно приступить к постепенной смене состава (не всего, конечно, а лишь ряда футболистов) сразу после Марибора.

Позиция Адвоката по кадровой проблеме базируется, надо полагать, на трех "китах", на которых опирается голландец "номер два". Первый – "в России нет талантливых молодых футболистов", а потому и огород с заменой тех, кто сейчас выходит на поле, нечего городить. Второй – какой смысл распыляться на новичков, тратить на них время, если неизвестно, получится из них что-то или не получится, а результат необходимо давать уже сегодня, потому что до завтра могут и не оставить. Третий – Адвокат, словно утреннее молитвенное заклинание, раз за разом объясняет свою приверженность схеме 4+3+3, утверждая при этом, что для иных тактических вариантов в его распоряжении футболистов нет.

Односхемный подход к тактике команды обедняет, несомненно, ее игру, упрощает ее, делает доступной сопернику для противоборства. К тому же отсутствие тактической вариативности не самым лучшим образом сказывается на индивидуальных действиях игроков.

Не стал бы утверждать, что Адвокат руководствуется девизом "После меня хоть потоп", но избавиться от ощущения, что этому голландцу, в отличие от его предшественника, все равно, как будет выглядеть сборная России после того, как ему – рано или поздно – придется из нашей страны уехать, очень сложно.

Проводником спущенной Адвокатом вниз идеи о тактическом единообразии всех российских сборных – от самой младшей юношеской до первой – выступает его приятель Берт ван Линген, считающий, будто в этой дикой в плане творческой футбольной мысли стране до появления в ней тандема Адвокат – Линген и слышать не слышали о передовых идеях. Пока ван Линген будет в административном порядке насаждать схему 4+3+3 в юношеские сборные, от нее вполне могут отказаться даже те клубы и сборные команды, которые время от времени используют ее как один из вариантов ведения игры. На помощь Адвокату и Лингену, говорят, может приехать еще один голландец, который летом возглавит тренерскую Академию (ВШТ при таком раскладе останется готовить специалистов для работы в детских и юношеских командах, а также помощников главных тренеров клубов второго дивизиона).

Неотвратимость перемен
Адвокат не первый день в футболе и прекрасно понимает, что состав команды необходимо менять. Он тянет до последнего, то есть до выхода в финальную стадию Евро 2012, после чего, полагает тренер, у него появится время и возможность для безболезненного кадрового вмешательства. Без серьезных перемен, понятно, не обойтись в любом случае, попадет команда в Польшу – Украину или проедет мимо континентального первенства. Весь вопрос в том, будет ли время для основательных изменений.

* * *

Александр Шмурнов в блоге на сайте в блоге на сайте "Чемпионат.Ру" пишет о развитии футбола в голландском городе Энсхеде, где играет весьма известный россиянам клуб "Твенте".
Вкус к футболу, который в радость, в котором главная задача – доминировать в игре, а не побеждать любой ценой, остается навсегда

Энсхеде – еще 30-35 лет назад заброшенный обломок индустриальной эпохи, в начале XXI века переживает беззаботный период своей истории. Город отстроен, от уютного центра до аккуратных жилых кварталов, окруженных бесчисленными парками, и даже отпраздновал в 2010-м первую в истории победу в футбольном чемпионате Голландии, что было бы совершенно невозможно без общего подъема.

Гербы футбольного клуба "Твенте" и пивоваренной компании "Гролш" – два сивола сегодняшнего Энсхеде – красуются на фронтоне стадиона, который гордо высится посреди почти голой степи в нескольких километрах от центральной части города, на полпути в соседний городок Хегенло. Причем если местное пиво пить истинным любителям напитка вредно под угрозой потери вкуса, то местный футбол смотреть – одно удовольствие. Корни же успеха "Твенте" не только в удачном менеджменте и логичном руководстве местного миллионера-скромняги Йоопа Мюнстермана. Вот уже два десятка лет футбольная школа "Твенте" (с некоторых пор объединившая в себе усилия структур трех клубов – "Твенте", "Гоу Эхед Иглз" из Девентера и "Эраклеса" из Алмело) вырабатывает новую философию игры, развивая легендарные голландские принципы.

Суть новой футбольной революции заключается в том, что команды от 12 до 15 лет играют не по знаменитой схеме 4+3+3, а по еще более воздушной и близкой к принципам тотального футбола схеме 3+4+3, при которой команда способна в любой зоне поля за счет минимальных перемещений игроков навязывать сопернику свою волю, иными словами, доминировать в игре. При этом, до 16 лет футболисты не выступают в соревнованиях, что тоже – залог удовольствия, с которым молодежь выходит на поле. С возрастом импровизации становится меньше, один из хавбеков занимает место рядом с центральным защитником, крепнет игровая дисциплина, но вкус к футболу, который в радость, в котором главная задача – доминировать в игре, а не побеждать любой ценой, остается навсегда.

В Энсхеде регулярно приезжают англичане (особенно активно они интересовались школой, разумеется, в то время, когда главной командой клуба руководил Стив Макларен) и никак не могут взять в толк: как же можно растить профессиональных футболистов, не делая ставки на результат. Похоже, англичане слишком уж зациклены на победах. Они заложники результата, из-за чего, может быть, и славятся боевитостью, но явно теряют в другом, самом главном качестве: умении играть в яркий, содержательный футбол. Так, во всяком случае, считают голландцы.

И, наконец, еще немного о ценностях. Все юные футболисты школьного возраста учатся вместе в Энсхеде и отправляются на тренировки в Хегенло, где расположена академия, на клубных автобусах. Футбол для них – продолжение школьной жизни, в которой учителя и тренеры действуют заодно, формируя редкую для современного спорта систему ценностей. Тренеры всегда повторяют всем своим воспитанникам: на первом месте у вас должна стоять семья, на втором – учеба и только на третьем - футбол. Ведь не все ребята станут профессиональными игроками, а взрослая жизнь впереди у каждого, и важно, чтобы в ней никто из них не потерял главных ориентиров.

В Энсхеде вечерами бывает немного тоскливо. Приглушенный свет Старой площади, едва шевелящаяся жизнь за окнами ресторанов и немногим более бурная – в полумраке баров и кофе-шопов, а вокруг – темные парки и замкнувшиеся в себе двухэтажные остроконечные жилые кварталы. Но именно в этом тихом омуте бюргерского уклада зреют таланты чертовски привлекательной игры.
XS
SM
MD
LG