Ссылки для упрощенного доступа

Торфяники горят даже зимой


Тушение тлеющих торфяников в Подмосковье
Тушение тлеющих торфяников в Подмосковье
Смог может вернуться в Москву будущим летом, предупреждают экологи. Эксперты Гринписа узнали, что московские и подмосковные власти планирует потратить десятки миллионов рублей, чтобы снова превратить торфяники в болота. Но Гринпис уверен, что этого недостаточно, ведь Россия встретит новое лето со старым Лесным кодексом.

По крайней мере, в двух районах Подмосковья – Луховицком и Шатурском – вновь горят торфяники. На некоторых участках мощность горения невелика, однако на других, к примеру, на болоте Радовицкий мох, горение продолжится до начала пожароопасного сезона. Дым уже виден с дорог, заявляют в Гринпис.

Как объясняют подмосковные власти, горение возобновилось потому, что торфяники находятся выше уровня обводнения. Эти участки весной потухнут сами – в период половодья. Об этом заявил заместитель председателя правительства Московской области Николай Пищев. Он добавил, что задача правительства – вовремя осуществить сброс паводковых вод.

Однако экологи Гринпис забили тревогу. Тающий снег не сможет затушить торф, горящий даже на глубине полуметра. А на этих участках Подмосковья он может гореть на всей глубине залегания. Об этом рассказал эксперт лесной программы Гринпис Михаил Крейндлин:
Никакой паводок до конца затушить огонь не сможет. Если будет даже не жаркая, а хотя бы сухая весна, – торфяники сами собой не погаснут, и могут начать гореть леса

– По нашим оценкам, никакой паводок до конца затушить огонь не сможет. Если будет даже не жаркая, а хотя бы сухая весна, торфяники сами собой не погаснут, и могут начать гореть леса. А как раз в районе торфяников – огромное количество сгоревших в прошлом году лесов, которые сами по себе пожароопасны. Ситуация с ними может быть хуже, чем в прошлом году.

Михаил Крейндлин добавил, что затопить торфяники простым обводнением невозможно. Тем более что некоторые участки торфа в период летних пожаров вообще не заливались. Эксперт рассказал, что необходимо сделать, чтобы к лету предотвратить катастрофу, подобную прошлогодней:

– Осенью, как только основные пожары погасли, надо было, в первую очередь, убирать сгоревшую и заваленную сухую древесину, гасить до конца торфяники. А этого никто не сделал – леса гореть перестали, и тушить их бросили. Сейчас их снова начали тушить, но на этих работах задействованы небольшие силы, – сказал Михаил Крейндлин.

В конце 2010 года было залито водой около шести тысяч гектаров торфяников. Об этом заявил губернатор Московской области Борис Громов. На обводнение было затрачено около 300 миллионов рублей. Еще 4 миллиарда требуется для того, чтобы снова превратить в болота всю пожароопасную территорию – почти 65 тысяч гектаров лесных торфяников. Проблема, по мнению подмосковного правительства, заключается в том, что область не имеет права вкладывать деньги в содержание лесов на своей территории и управлять ими самостоятельно. По мнению эколога и политика Алексея Яблокова, это сделано для того, чтобы деньги от продажи и аренды дорогих подмосковных земель шли федеральным властям:
Была разрушена лесная охрана. Надо восстанавливать лесную систему, и только тогда можно будет снова взять ситуацию под контроль

– По нынешнему законодательству все леса вроде бы находятся в оперативном управлении, на федеральном уровне. Но в двух регионах, один из которых –Подмосковье, леса напрямую управляются федеральными структурами. Это было сделано потому, что земля под Москвой очень дорогая, и, я думаю, не обошлось без какого-то коррупционного интереса. Новый Лесной кодекс привел к тому, что государство вообще ушло из леса. Была разрушена лесная охрана. Надо восстанавливать лесную систему, и только тогда можно будет снова взять ситуацию под контроль, – уверен Алексей Яблоков.

Именно на заброшенных торфяных полях пожары наиболее сильны. Поэтому некоторые эксперты считают, что возобновление торфяных разработок может упростить тушение торфа. Торф является перспективным топливом, а его запасы в России составляют более 170 миллиардов тонн. По мнению экологов, плюсы этой идеи в том, что на предприятиях по добыче торфа устанавливается мощная система мониторинга и пожаротушения. Противники такого метода борьбы с торфяными пожарами замечают, что добытчики не смогут ограничиться уже отработанными участками, они будут разрабатывать и новые торфяники, которые после этого также будут гореть.

Лесные и торфяные пожары лета 2010 года были спровоцированы сильнейшей жарой и засухой. От пожаров пострадали пять подмосковных населенных пунктов, почти 400 человек лишились жилья. Деревня Моховое в Луховицком районе сгорела почти полностью. Москва более двух недель была затянута дымом. Из-за сильного смога и жары смертность в столице выросла почти в два раза.
XS
SM
MD
LG