Ссылки для упрощенного доступа

Кто уцелеет в полиции?


Митинг движения "Солидарность", посвященный проблемам трансформации МВД
Митинг движения "Солидарность", посвященный проблемам трансформации МВД
1 марта вступает в силу закон о полиции. Правда, внешне в этот день никаких изменений не произойдет. Форма пока будет та же, вывески – те же. Но не все нынешние милиционеры превратятся в "господ полицейских", которые, по задумке президента, будут вежливыми, станут действовать строго в рамках закона и перестанут брать взятки. В МВД начинается переаттестация – в новой системе должны остаться лучшие. О том, что в реальности может измениться с вступлением в силу закона о полиции, размышляют эксперты, опрошенные Радио Свобода.

Председатель координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин считает, что никаких позитивных изменений не произойдет:

С 1 марта по 1 мая будет проводиться аттестация, которая фактически поможет избавиться от всех неугодных сотрудников. В одном из подразделений уже так и сказали: те, кто хочет работать по закону, по Трудовому кодексу, аттестацию не пройдут. В новом законе о полиции написано, что у сотрудников органов внутренних дел будет 40-часовая рабочая неделя, им будут предоставляться отгулы, но у нас эти нормы никогда не соблюдались, и с принятием нового закона соблюдаться не будут, я вас уверяю.

– То есть в реальности работу сохранят не те, кто обладает лучшей квалификацией, а те, кто более покладист и послушен?

– На нашем сайте сейчас висит такой вопрос: кого начальники захотят оставить после превращения милиции в полицию? Результаты опроса показали, что 90,8 процента считают, что оставят тех, кто беспрекословно слушается начальство. За профессионалов, имеющих свое мнение, всего лишь 4 процента.

– Куда, по-вашему, уйдут те люди, которые не пройдут эту аттестацию?

– У нас и на эту тему был опрос: 37 процентов сказали, что уйдут в криминал.

– То есть, после 1 марта ничего позитивного в органах МВД не произойдет?

– Я вам расскажу одну интересную вещь. Одна из телекомпаний центрального телевидения попросила меня организовать им интервью с кем-нибудь из сотрудников МВД, кто мог бы рассказать о своем видении закона о полиции. Я им дал девушку дознавателя. Они ее поехали снимать, потом вернулись и говорят: "Михаил Петрович, мы показывать это не будем". Я спрашиваю: "Почему?" Они мне объяснили, что из двадцати слов, которые она сказала про реформу, только одно было цензурное. Вот так нормальные сотрудники относятся к реформе, проводимой Нургалиевым, которого уже давным-давно пора гнать. У меня такое ощущение, что он специально пакостит президенту, проводя эту реформу.

В Грузии, где полиция существует уже не первый год, уже накопился определенный опыт и понимание того, как работает новый орган. Обозреватель Радио Свобода Юрий Вачнадзе говорит о том, что в Грузии министра внутренних дел уважают, а полицейские взяток не берут:

– На смену коррумпированному МВД советских и постсоветских времен, пришла современная полиция. И здесь надо особо отметить заслугу нынешнего министра внутренних дел Вано Мерабишвили, которого считают, может быть, лучшим менеджером в грузинском правительстве. Он чрезвычайно заботится о своем ведомстве и его сотрудниках. Полицейских, в буквальном смысле, боготворят своего руководителя. Прекрасно обустроенные новые отделения полиции открываются практически во всех населенных пунктах. Другое дело, что полиция сама не всегда четко справляется со своими обязанностями. Речь идет о том, что при задержании довольно часто нарушаются права человека.

Конечно, реформы в ведомстве необходимо продолжать. Я думаю, что само название "полиция", даже на уровне подсознания, накладывает некий отпечаток на восприятие тех или иных событий с точки зрения правоохранительных органов. Полиция должна быть другом обыкновенного гражданина, если хотите, обывателя. Собственно, мы это и наблюдаем в большинстве демократических европейских стран. И вот этот момент должен быть очень четко оговорен.

– Реформа МВД, которая проводится в России, на ваш взгляд, полезна при всех оговорках?

– Она необходима, я бы сказал, втройне, поскольку ситуация в органах МВД просто катастрофическая. Надо искать выход. Я не думаю, что переименование милиции в полицию – это панацея, но все равно, с учетом тех заявлений, которые были сделаны в последнее время Медведевым, это некий, осторожный шажок вперед, который, будем надеяться, станет началом пути.
XS
SM
MD
LG