Ссылки для упрощенного доступа

"Плавильный котел", президент-демократ и американские пригороды


Ирина Лагунина: Сегодня одноэтажная Америка очень отличается не только от той, по которой совершали свое путешествие Ильф и Петров, но и от той, которую знали американцы еще несколько десятилетий назад. В пригородах живет более 50 процентов американцев, они теперь больше похожи на города, города же в свою очередь превращаются в предместья. Плохо это или хорошо, но американские пригороды – это и есть современные Соединенные Штаты. Рассказывает Эмма Тополь.

Эмма Тополь: Довольно долго слово suburb или пригород имело для американцев отрицательно-пренебрежительное значение. Горожане считали, что в пригородах живут только скучные белые конформисты, молодые, семейные, многодетные карьеристы. Но эти представления в последнее время развенчаны статистикой. Если говорить об экономическом положении жителей пригородов, то времена, когда там жили только обеспеченные молодые семьи, давно уже прошли. Согласно исследованию, проведенному институтом Брукингса, с 1999 по 2008 год число бедных в пригородах увеличилось на 25 процентов. Изучая данные в девяносто пяти крупнейших метрополиях, ученые выяснили, что за это время количество малоимущих в пригородах увеличивалось в пять раз быстрее, чем в городах. Этническая и расовая однородность загородных районов - тоже один из мифов, оставшихся в прошлом. Еще в 1990-х этнические меньшинства составляли всего 19 процентов населения предместий, в школах учились не больше 20 процентов латиноамериканцев, менее 15 процентов афро-американцев и 6 процентов детей выходцев из Азии. Сейчас же, согласно последнему отчету Центрального Статистического бюро США, более половины американцев живут в пригородах. И это коренным образом изменило демографию страны.
Рональд Атт, научный сотрудник Фонда Наследие, считает, что современный американский пригород вполне можно назвать "плавильным котлом", который отражает этническое разнообразие Соединенных Штатов.

Рональд Атт: В нашей стране люди свободны селиться где они хотят, расовая дискриминация у нас нелегальна. Часть представителей этнических меньшинств в последние десятилетия значительно повысила свой экономический уровень, что позволило им переехать в пригороды, где чище воздух, жизнь более безопасна и хорошие школы. Теперь уже не американские города, а пригород называют "плавильным котлом", где живут все, кому позволяют доходы. Начался этот процесс в разных местах и в разное время. Напомню, что в наших городах пик роста населения пришелся на период после Второй мировой войны и продолжался до шестидесятых годов прошлого столетия. Города были перенаселены, и молодые семейные американцы начали перебираться в пригороды. Этот процесс продолжается до сих пор. К примеру, из Вашингтона уехало огромное число афро-американцев, они поселились в графстве принца Джорджа, основав крупнейший афро-американский район в пригороде столицы. А, скажем, 10 лет назад в графстве Принц Уильям в штате Виргиния, жили 18 процентов афро-американцев - это больше чем во всем штате. На мой взгляд, процесс роста предместий будет продолжаться. Ничто не препятствует тому, чтобы эта часть населения жила иначе, чем остальная Америка.

Эмма Тополь: Бурный рост пригородов, начавшийся после Второй мировой войны, был вызван не только перенаселенностью городов, но и тем, что после Великой депрессии в Соединенных Штатах началось активное строительство разветвленной дорожной сети и скоростных шоссе. Помимо этого, власти стимулировали заселение пригородов развитием общественного транспорта. Было так же принято законодательство о градостроительном зонировании, отделившее жилые районы от коммерческих, местные власти начали финансово поощрять проекты по массовому строительству односемейных домов, ипотечные кредиты стали более доступны. Но со временем демография пригородов начала меняться.
Старший научный сотрудник института Брукингса в Вашингтоне, демограф Уильям Фрай называет три причины демографических перемен в стране.

Уильям Фрай: На мой взгляд, в Соединенных Штатах происходят довольно серьезные изменения в развитии городов. Одно из них - некоторые метрополии развиваются очень быстро, в других развитие либо замедленно, либо наблюдается умирание. Другие изменения связаны с иммиграцией. Общество теперь гораздо более разнообразно этнически и расово. За последние десятилетия мы наблюдаем значительный приток иммигрантов из латиноамериканских стран, из Азии. Раньше было всего несколько метрополий, таких как Лос-Анджелес, Нью-Йорк или Майами. Теперь же иммигранты предпочитают селиться не только в крупных городах, но и в пригородах. И тот факт, что приезжают люди с другой культурой, традициями, трудовыми возможностями, ставит перед американцами новые вызовы. Сложившуюся ситуацию можно даже назвать Новым днем Америки, потому что мы не только растем количественно, но мы растем с огромным числом людей, приехавших к нам из разных концов мира. В этом есть свои преимущества и свои недостатки.

Эмма Тополь: Научный сотрудник института Брукингса Уильям Фрай называет еще одну причину демографических перемен в стране. Он говорит, что 76 миллионов представителей поколения бэбби-бумеров, рожденных между 1946-м и 1964-м годами – стареют. Первым бэбби-бумерам уже в январе этого года исполнилось 65 лет. То есть в последующие 19 лет огромное число американцев станут пенсионерами. Это создает ряд проблем, потому что ни города, ни тем более пригороды, которые создавались для молодых семей с маленькими детьми, никогда не имели такого количества пожилого населения. Жизнь в пригородах в ближайшем будущем потребует от властей адаптации под нужды пенсионеров, понадобятся изменения в работе общественного транспорта, социальные программы, которые нужно будет создать специально для большого числа пожилых людей. Уильям Фрай говорит еще об одном изменении:

Уильям Фрай: Мы становимся более образованными. Теперь гораздо больше американцев имеют дипломы об окончании колледжа. Но, к сожалению, если в каких-то районах страны, в основном в метрополиях, наблюдается рост числа дипломированных специалистов, то в других их не хватает. Правительство может и должно помогать новым поколениям иммигрантов получать образование. Ведь многие приезжают сюда именно за тем, чтобы улучшить свою жизнь, чтобы их дети были более образованными. Для этого надо улучшать систему школьного образования, повышать качество обучения в школах, и здесь необходимо вмешательство правительства: школы должны лучше финансироваться. Другая проблема, которая требует вмешательства правительства – это наша иммиграционная политика. За последние 20-30 лет в Америку въехало огромное число иммигрантов. Дебаты на эту тему сейчас ведутся на всех уровнях. Кто-то считает, что у нас слишком много иммигрантов, кто-то – слишком мало, другие говорят, что приезжают не те, которые нам нужны, а третьи довольны тем, что имеется. На самом деле, нужны небольшие поправки в существующий закон, необходимы какие-то точные критерии, которым должны следовать приехавшие в страну иммигранты. Правительство, конечно, может как-то помочь, но в основном только личная свобода решит проблемы, возникшие в результате демографических изменений, которые мы сейчас переживаем.

Эмма Тополь: За последние 50-60 лет процесс освоения пригородов кардинально изменился. В наши дни, согласно исследованию, которое было сделано институтом Брукингса, более половины афро-американцев, более половины выходцев из азиатских стран и более половины латиноамериканцев живут в пригородах. Сегодня это уж не скучные микрорайоны с однообразными, похожими друг на друга домиками, с обязательным американским флагом у входа, клумбой и алебастровыми зверюшками. Здесь строятся роскошные виллы, сюда перебираются популярные кафе, такие как Старбакс или Басбойс энд поэтс, открываются дорогие рестораны, здесь в культурных центрах выступают известные музыкальные группы, есть свои театральные труппы. Многие крупные компании, в попытках сократить расходы на аренду помещения, перевели свои офисы и предприятия подальше от города. Это создало внушительный рынок рабочих мест и сделало пригороды еще более привлекательными.
Уильям Фрай продолжает:

Уильям Фрай: Если посмотреть на предместья 50-60 лет назад, то жители в них, конечно же, были более консервативны - и по стилю жизни, и в политических убеждениях. Тогда они предпочитали правительству местное управление. А в больших городах люди не возражают против того, чтобы правительство, городское управление осуществляло контроль. То есть люди, живущие за городом, чаще всего предпочитали демократам республиканских кандидатов. Но со временем и это изменилось. Последние выборы показали, что в пригородах голосуют как за демократов, так и за республиканцев. В 2008 году на президентских выборах Барак Обама частично победил именно потому, что его поддержали не только городские избиратели, но и жители пригородов. Этого не было даже еще на выборах 2004 года, когда победил Джордж Буш. Тогда Буша в основном поддерживали только пригороды. Так что предместья голосуют за республиканцев и за демократов, они отражают то, что происходит в политике по всей стране в целом.

Эмма Тополь: Карлин Боуман, социолог и старший научный сотрудник института Американского предпринимательства говорит о связи между плотностью населения района и политическими убеждениями.

Карлин Боуман: Сейчас демографы относятся к пригороду не как к гигантской однородной бесцветной массе людей. Они делят их на "внутренний" пригород, то есть расположенный ближе к местным центрам и городам, и "внешний" - жители которого живут более отдаленно. "Внутренний" пригород больше симпатизирует демократам, а "внешний" предпочитает республиканцев. Демократы в 2008 году смогли победить именно потому что им удалось повести за собой не только "внутренний", но и "внешний" пригород. В 2010 году на выборах в конгресс республиканцам удалось это изменить и привлечь на свою сторону подавляющее большинство обоих пригородов. Демографы также считают, что плотность населения определяет политические убеждения. Чем более заселена местность, тем выше вероятность, что там симпатизируют демократам, и наоборот. Если посмотреть на большие города, то там повышенная плотность населения, и там обычно большинство голосуют за демократов, а в глубинках - за республиканцев.

Эмма Тополь: Согласно данным Америкен Фармленд Траст, в Соединенных Штатах ежегодно более 600 тысяч гектаров фермерских земель, лесов, водно-болотных угодий уходят под строительство пригородов. С 1982 года по 2007 новые районы предместий заняли территорию, равную двум штатам - Иллинойс и Нью-Джерси, вместе взятых.
Уильям Фрай из института Брукингса предостерегает от опасности, с которой могут столкнуться в будущем жители предместий.

Уильям Фрай: Теперь, в силу того, что пригороды так разрослись, у нас появились пригороды пригородов. В будущем, как я это вижу, основной опасностью для пригородов может стать именно этот рост и связанная с ним проблема с горючим. Раньше, да и теперь американцам сравнительно легко добираться до работы: хорошие скоростные шоссе и недорогой бензин. Есть и общественный транспорт, автобусы, электрички, метро, но большинство все равно едет на работу на автомобиле. Пока цена на бензин относительно невысокая, для многих выгодно ездить в город на машине, но если это станет не по карману, многие начнут перебираться в города. Так что вполне возможно, что экономика остановит рост пригородов. Некоторые эксперты уже сегодня это предсказывают. Если же говорить о будущем, то на мой взгляд, пригороды будут уплотняться вокруг своих центров, откуда можно будет с легкостью добираться до города на общественном транспорте. Я думаю, что именно такими станут пригороды будущего.

Эмма Тополь: Статистическое бюро предсказывает, что население Соединенных Штатов к 2050 году увеличится на 110 миллионов человек. Это позволяет предполагать, что за последующие сорок лет пригороды так разрастутся, что разница между городом и предместьем совсем исчезнет.
XS
SM
MD
LG