Ссылки для упрощенного доступа

Профессор Тим Ниблок – о реальном и невозможном в ливийском конфликте


Одна из жертв вооруженных столкновений в Ливии
Одна из жертв вооруженных столкновений в Ливии
В Ливии продолжаются открытые столкновения между силами, которые верны режиму Муамара Каддафи, и оппозицией. Каковы возможности вмешательства международного сообщества в ситуацию в Ливии и что реально можно сделать для предотвращения гражданской войны?

Об этом Радио Свобода рассказал Тим Ниблок – профессор Института арабских и исламских исследований Эксетерского университета.

– Способно ли международное сообщество повлиять на ситуацию в Ливии и оказать реальную помощь ливийской оппозиции?

– Международное сообщество до сих пор делало то, что оно должно было делать и то, что оно способно было сделать. Главное было не переборщить и еще более не ухудшить ситуацию. Важно, чтобы эти действия встречали понимание народа Ливии. Не менее важно, чтобы любые решения по Ливии имели под собой прочное правовое основание. Однако даже решение о создании зоны, запретной для полетов, встречает серьезные трудности. Думаю, однако, что это решение выполнимо. Сейчас проводится мониторинг полетов над Ливией, что должно помочь созданию такой зоны. Тем не менее, многое еще нужно сделать. Необходимо наладить дипломатические контакты с ливийской оппозицией, в частности, с Национальным советом, который должен получить официальное международное признание. Многое зависит от позиции Лиги арабских стран, которая сейчас рассматривает вопрос о свободной от полетов зоне. Необходима также поддержка Конфедерации исламских государств, арабского и исламского мира в целом. Далеко идущая военная интервенция неизбежно вызвала бы серьезную озабоченность не только у населения Ливии, но и за ее пределами.

– Возможно ли вмешательство НАТО в ситуацию в Ливии?

– Нет. Это было бы возможно только при наличии соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН – хотя бы после одобрения Совбезом ООН создания зоны, запретной для полетов. Однако даже эта резолюция вряд ли будет принята из-за сопротивления ряда членов Совбеза. Возможно, ситуация бы изменилась, если бы авиация Каддафи массированно использовалась непосредственно против гражданского населения. Пока же она слабо применяется против населения, сосредоточившись главным образом на военных объекта. Пока это продолжается, трудно ожидать поддержки от Совета Безопасности.

– Насколько реалистичны нынешние попытки Великобритании и Франции разработать приемлемую форму резолюции Совета Безопасности по Ливии?

– Происходящим в Ливии обеспокоен весь Европейский Союз, поэтому, естественно, что Британия и Франция пытаются выработать приемлемый текст такой резолюции. Однако даже ее согласование между этими двумя странами порождает немалые трудности, не говоря уже о том, что их проект резолюции должен быть одобрен Совбезом ООН. Процесс согласования франко-британского проекта с Совбезом также займет немало времени. Это всё предварительные, первые шаги к урегулированию ситуации в Ливии, и они должны быть сделаны. Однако до решения проблемы еще далеко.

– Каким вам видится дальнейшее развитие событий в Ливии?

– Вряд ли верные Каддафи силы смогут на протяжении долгого времени достаточно мощно заниматься подавлением оппозиции. Важно, что до сих пор режим Каддафи использовал для этого не столько регулярные войска, сколько подразделения службы безопасности. Крайне важно сейчас официально признать и оказать поддержку тем организациям, которые были созданы в Ливии оппозицией. Я имею в виду Национальный совет и временные советы в городах восточной Ливии. Это помогло бы консолидации оппозиции и созданию эффективной реальной администрации в этой части Ливии.
XS
SM
MD
LG