Ссылки для упрощенного доступа

Белый дом меняет стратегию?


Джозеф Байден во время встречи с российскими оппозиционерами
Джозеф Байден во время встречи с российскими оппозиционерами
Очевидный акцент на вопросах уважения прав человека, демократизации, проблеме коррупции и пренебрежения правами инвесторов, сделанный во время московских встреч вице-президентом Джозефом Байденом, оказался неожиданным для многих ведущих американских специалистов по России. В частности, и для сотрудника Гарвардского центра российских исследований профессора Маршалла Голдмана:

– Дело в том, что баланс сил в мире изменился значительно. И для главных действующих лиц в Соединенных Штатах происходящее в России отошло на второй план на фоне, терроризма, исламского экстремизма, а теперь еще и революционных потрясений на Ближнем Востоке. Я, признаться, озадачен решением Белого дома организовать столь демонстративные встречи вице-президента Байдена с российскими правозащитниками и лидерами оппозиции. Это напомнило эпоху семидесятых-восьмидесятых годов, когда борьба за права человека в Советском Союзе была в числе важнейших приоритетов Соединенных Штатов. Сегодня же, как мне кажется, президент Обама и Совет по национальной безопасности попросту не могут позволить себе роскоши сосредоточить серьезное внимание на вопросах соблюдения прав человека в России. При всей важности этих вопросов у США сегодня есть куда более актуальные приоритеты, которые должны заботить американского президента и правительство в первую очередь.

Некоторые американские наблюдатели рассматривают этот визит в контексте президентской кампании и в России и в Соединенных Штатах. Они, например, обращают внимание на то, что президент Обама фактически имеет дело только с президентом Медведевым.

– Я думаю, Соединенные Штаты нужно занять простую и принципиальную позицию. Мы должны быть лишь наблюдателями за предвыборным процессом в России. Сами россияне должны решать какой лидер им требуется, а Медведев и Путин сами должны решить, кто из них или они оба будут претендовать на президентство. Но то, что Соединенные Штаты должны сделать – это твердо настаивать на необходимости работы во время выборов независимых, не ангажированных наблюдателей, которые бы обеспечили объективный подсчет голосов. Если это покажется кому-то из россиян вмешательством в их внутренние дела, мы дадим им возможность провести такой же мониторинг выборов в США, - заключил Маршалл Голдман:

По московским заявлениям вице-президента Байдена пока невозможно судить, претерпевает ли изменения российская стратегия Белого Дом, считает Дэвид Саттер, бывший корреспондент "Файненшл Таймс" в Москве:

– Визит вице-президента позволяет говорит о некотором смещении акцентов в заявлениях американской администрации, и это может быть свидетельством того, что президент и его окружение сделали некоторые выводы в результате уже более чем двухгодичного опыта тесного сотрудничества с Кремлем, осознанием того, что перезагрузка не привела к улучшению ситуации с правами человека в России. Напротив, сильно ощущение того, что российские власти считают, что у них развязаны руки. Доказательством того, может служить хотя бы дело Магнитского, подавление даже зачаточных попыток организации антиправительственных демонстраций. И самый вопиющий факт заключается в том, что на глазах у всех два человека намерены решить, кто будет следующим президентом России. На таком фоне, можно представить, Белый Дом чувствует, что он будет выставлен в превратном свете, если не выскажет своего отношения к происходящему в России. Но есть ли за этими заявлениями нечто больше, чем формальный жест, означают ли они, что администрация Обамы намерена переориентировать свою российскую политику, пока непонятно.

– Профессор Голдман, например, считает, что Белый Дом, по большому счету, не может сейчас позволить себе уделить серьезное внимание происходящему в России и российской политике, поэтому, не надо придавать излишнего значения заявлениям официальных лиц. Как вы относитесь к такому выводу?

– Действительно, сложилась странная ситуация. С одной стороны, администрация Обамы повторяет, что сотрудничество с Россией крайне необходимо для разрешения международных кризисов, с другой, многие считают, что Россия находится на периферии мировых событий и, соответственно, забот Вашингтона. Я лично считаю, что если бы Москва действительно рассматривалась США как реальная сила в решении международных проблем, то Белый Дом прилагал бы гораздо больше усилий для того, чтобы поддержать утверждение демократии в России, потому что демократия гораздо более надежный союзник, чем автократия. По большому счету, конечно же, США и мир заинтересованы в демократических переменах в России, и они должны оказывать более решительное давление на российские власти, которые на самом деле прислушиваются к мнению мира.
XS
SM
MD
LG