Ссылки для упрощенного доступа

Гол хоккеисту № 1


Александр Лукашенко с сыном Колей на хоккее
Александр Лукашенко с сыном Колей на хоккее
Возможность бойкота чемпионата мира 2014 года по хоккею в Минске возвращает к дилемме: спортивные достижения в авторитарных режимах – на пользу обществу или во вред?

С обратной стороной чемпионской медали как будто ясно: популярность спортсменов используется режимом обычно без сопротивления самих чемпионов, часто – с активного их согласия. Для электората поддержка политика из уст олимпийского чемпиона значит больше, чем из-под пера писателя. Так, на первых президентских выборах в Белоруссии 1994 года олимпиец-гимнаст Щербо добавил голосов премьер-министру Кебичу, а олимпиец-боксёр Яновский – лидеру Белорусского народного фронта Позняку. Выиграл, правда, тот, за которого ни один из олимпийцев не агитировал.

Сторонники же положительного влияния приводят в качестве аргументов патриотический подъем в дни спортивных побед "наших" и упоминание слова Belarus в телепередачах на многомиллионную и даже миллиардную аудиторию.

Но патриотизм этот не имеет ничего общего с национальным самосознанием и, похоже, никак ни влияет на то, что во время игры россиян со словаками, чехами или финнами для большинства белорусских болельщиков "наши" – это россияне. Ну а радость от того, что кто-то в Эритрее или в Аргентине узнает о Беларуси, на двадцатом году независимости обнаруживает комплекс провинциальности. К тому же, после 1995 года в честь спортивных побед поднимается не национальный бело-красно-белый, а другой, "лукашенковский" флаг, – ну, здесь опять начинаются аргументы тех, кто "против".
Популярность спортсменов используется режимом обычно без сопротивления самих чемпионов, часто – с активного их согласия. Для электората поддержка политика из уст олимпийского чемпиона значит больше, чем из-под пера писателя


Я не знаю ответа на этот вопрос – о вреде и пользе. Возможно, универсального ответа нет вообще, и все зависит от конкретной ситуации.

Знаю только, что были случаи, когда не только власть, но и оппозиция удачно использовала спортивные победы.

...В марте 1969 года на чемпионате мира в Стокгольме хоккейная сборная Чехословакии выиграла у сборной СССР со счетом 4:3. Через несколько недель в Прагу приехала очередная делегация КПСС – поддержать промосковского Гусака, поделиться опытом движения по "правильной" марксистско-ленинской линии, за полгода до этого прочерченной на пражском асфальте гусеницами советских танков. Ну и пива попить, как же без него.

В составе делегации был и неприметный на фоне московских "тузов" секретарь ставропольского обкома Михаил Горбачев.

На днях, отвечая на вопрос о событиях конца 60-х в Чехословакии, инициатор падения Берлинской стены вспомнил не бесконечные совещания коммунистических и рабочих партий, где "вправляли мозги" чехословацким товарищам, не коллективные диссидентские письма протеста Брежневу с требованием вывести войска из оккупированной страны, а – нарисованные краской на пражских зданиях цифры "4:3" – такую, как будто бы, вовсе и не политическую форму политического протеста.

Поводом для этих размышлений стало обсуждение в Конгрессе США проекта резолюции, которая среди прочего предусматривает бойкот чемпионата 2014 года в Минске. Но независимо от того, будет ли принят такой пункт и как отнесется к нему Международная федерация хоккея, в ведущих хоккейных демократических странах мира – в Канаде, США, Финляндии, Швеции –вопрос "участвовать или не участвовать?" будет обсуждаться все более активно.

А значит, в Оттаве, Вашингтоне, Хельсинки, Осло будут звучать и имена политзаключённых, которые "молодофронтовцы" сегодня пишут на стенах домов в Минске, Витебске и в других белорусских городах.

Для самого главного любителя хоккея Белоруссии это, наверное, более болезненно, чем голы в ворота белорусского сборной.
XS
SM
MD
LG