Ссылки для упрощенного доступа

Дума нашла слова для Ливии


Парламентарии осваивали на примере Ливии искусство дипломатии
Парламентарии осваивали на примере Ливии искусство дипломатии
Российская Госдума приняла заявление "О ситуации в Ливии". В ходе обсуждения этого документа выяснилось, что оппозиционные фракции поддерживают в заочном споре по "ливийской проблеме" скорее премьера Владимира Путина, чем президента Дмитрия Медведева.

Проект заявления был подготовлен Комитетом по международным делам Государственной думы. Председатель комитета Константин Косачев, представляя документ, подверг резкой критике позицию стран-участниц международной военной коалиции, которые, как он сказал, на деле преследуют "иные цели", нежели те, которые декларируют. При этом Косачев сказал, что решение России не использовать в Совете безопасности право вето, и в то же время воздержаться при голосовании по этому вопросу было единственно верным. Председатель Комитета по международным делам даже высказал предположение, что этот сюжет войдет как некий образец в историю дипломатического искусства.

Позицию фракции КПРФ сформулировал депутат Анатолий Локоть.

- Искусство усидеть на двух стульях - это из области фокусников и жонглеров. В чем заключается позиция РФ? Мы что, не понимали, что своим воздержанием мы открываем дорогу бомбардировкам мирных объектов? Там наш прямой интерес. Мы что, ожидаем, что они нам скважины дадут? Запад воюет за контроль над нефтью. А мы пренебрегаем своим интересом.

Никого не удивил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, выступивший в защиту ливийского лидера Муамара Каддафи.

- Ливийский вариант в России не пройдет, потому что в Африке тепло, а у нас - восемь месяцев зима, и на массовые акции протеста люди не соберутся, - объяснил собравшимся Жириновский.

Резким было выступление представителя фракции "Справедливая Россия" Семена Багдасарова. Он обвинил средства массовой информации в том, что они идеализируют ливийских повстанцев:

- В значительной степени это представители террористических организаций. Кому это надо, с точки зрения контроля над регионом? Нам это ни в коем случае не надо. Потому что сегодня Триполи, а завтра мы окажемся в этой ситуации. Повстанцы - идеологические братья близнецы наших террористов на Северном Кавказе и вообще в РФ. Кого же мы поддерживаем? Пора остановить эти боевые действия. Поймите, в любой арабской стране нет альтернативы сильной личности. В Ираке нет Саддама Хусейна, и что там творится? - подчеркнул Багдасаров.

Член фракции "Единая Россия" Константин Затулин сказал вслух то, о чем, вероятно, думали многие парламентарии: в российском руководстве "только один человек проявил в этой ситуации мужество", и этот человек - премьер Владимир Путин.

Однако после обрушившейся на Кремль и МИД критики депутаты единогласно одобрили проект весьма обтекаемого заявления. В нем, в частности, говорится о необходимости немедленного прекращения огня как со стороны Каддафи, так и со стороны сил международной коалиции, а также отмечаются "попытки ряда государств" воспользоваться операцией в Ливии для "развития национальных программ по созданию оружия массового поражения".

Заявление российских парламентариев следует анализировать прежде всего во внутриполитическом контексте, считает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.

- Государственная Дума не является источником принятия решений в сфере внешней политики, поэтому бессмысленно анализировать наличие у депутатов собственных внешнеполитических взглядов. Конечно, все это имеет прежде всего внутриполитическое измерение. В ряде случаев речь идет о стремлении заработать определенные политические очки, как это делает Жириновский, который занял отчетливо проливийскую позицию. В ряде случаев это связано с растерянностью по поводу бурной публичной дискуссии между президентом и премьером. Если у Медведева и Путина есть механизм урегулирования возникающих разногласий, то четких сигналов элите о том, что означает эта полемика, похоже, никто не дал. У некоторых не выдерживают нервы - прежде всего Константин Затулин, который второй день призывает к выдвижению Путина на новый срок и заявляет о всяческой его поддержке. Поэтому принимается пропутинская резолюция, потом она корректируется, вносятся какие-то более нейтральные формулировки. Но никакого четкого сигнала не прозвучало, значит, депутаты вынуждены импровизировать. Потому что в случае серьезного обострения депутаты не готовы к принятию самостоятельного решения о том, кто прав - Медведев или Путин. Я допускаю, что по этому вопросу наверное, через какое-то время последуют сигналы. Ливийская тема все-таки не является ключевой для внутренней политики, а значит, в ней можно экспериментировать и допускать импровизации. Но в целом, конечно, все это демонстрирует неготовность депутатского корпуса к тому, что единый центр принятия решений может распасться хотя бы на время. Депутаты и партии поддержат того кандидата, которого им предложит исполнительная власть.
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG