Ссылки для упрощенного доступа

Показательная порка Дмитрия Гаева


12 декабря 2001. Владимир Путин и Юрий Лужков (справа налево) осмотрели поезд нового поколения, получивший название "Яуза". Пояснения давал начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев (в центре). Фото Владимира Родионова и Сергея Величкина (ИТАР-ТАСС)
12 декабря 2001. Владимир Путин и Юрий Лужков (справа налево) осмотрели поезд нового поколения, получивший название "Яуза". Пояснения давал начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев (в центре). Фото Владимира Родионова и Сергея Величкина (ИТАР-ТАСС)
Эксперты обсуждают, чем закончится уголовное разбирательство, начатое в отношении экс-главы Московского метрополитена, и улучшится ли в ближайшее время работа столичной подземки. Напомним, 24 марта стало известно, что против Дмитрия Гаева возбуждено уголовное дело по статье 201 УК РФ – "злоупотребление должностными полномочиями". Об этом сообщила официальный представитель Следственного комитета при МВД РФ Ирина Дудукина. Максимальный срок наказания по 201-й статье – до 4 лет лишения свободы.

По данным Генпрокуратуры, за годы руководства метрополитеном Дмитрий Гаев обогатился на сумму свыше 112 миллионов рублей – его сыну принадлежала фирма, производившая билеты, а компания дочери контролировала всю торговлю в подземке. Дмитрий Гаев был назначен первым заместителем начальника Московского метрополитена в 1990 году, а в 1995-м стал его начальником. Политолог Николай Петров считает, что если бы не отставка прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова, уголовное преследование Дмитрия Гаева – верного члена его команды – вряд ли было бы инициировано:

– Думаю, проблема Гаева – это проблема представителя той политической элиты, которая живет не по законам, а по неким внутренним правилам и установкам. И до тех пор, пока она не нарушает правила игры (а в данном случае правила игры нарушил не Гаев, а его шеф), она абсолютно безнаказанна. Как только происходит какой-то сбой в существовании этой системы, мы наблюдаем показательное наказание кого-то из проштрафившихся. В этом нет абсолютно никакого желания восстановить справедливость – это не более чем наказание представителя публично проигравшей команды.

– Как вам кажется, будут ли в Москве еще подобные громкие дела?

– Я думаю, что все имеющиеся сейчас в разработке дела и расследования, можно условно разделить на две группы: в одну входят те, которые призваны снизить стоимость активов, все еще контролируемых Лужковым и его командой. Очевидно, что эти активы хотят получить другие группы и кланы. Для достижении этой цели уголовные дела быстро возбуждаются и так же быстро могут быть закрыты после заключения сделки, в результате которой эти активы перейдут к покупателю по устраивающей его цене.

В другую группу входят дела, которые просто имеют целью показать серьезность намерений новых московских властей и федеральных властей в борьбе с коррупцией. Показывать это, естественно, удобнее на представителях проигравшей команды, – отмечает Николай Петров.

Дмитрия Гаева обвиняют в незаконном присвоении 112 миллионов рублей. По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, даже если предположить, что эти деньги вернут государству, для модернизации Московского метрополитена их явно недостаточно:

– В год метрополитен стоит москвичам почти миллиард долларов. Поэтому 3 миллиона долларов можно было бы, с моей точки зрения, потратить на демонтаж рекламы в метро, прежде всего, рекламы опасных товаров – таких как слабый алкоголь и табак. Государственное предприятие не должно участвовать в продвижении товаров, которые убивают потребителей. На все остальное, боюсь, этих денег не хватит. Нужна программа по модернизации московского метрополитена, потому что без этого решить проблему пробок, которые уже из категории анекдотических перешли в категорию катастрофических, практически невозможно. То есть метро должно расширяться, должны закупаться новые кондиционируемые поезда, должно строиться больше станций, частота должна увеличиваться, но это все требует значительно больше денег и времени.

– Новый глава метро Иван Беседин, которого не так давно на эту должность назначил Сергей Собянин, воплотит эти планы в жизнь?

– Если тему метро будут обсуждать в контексте московского транспортного коллапса, то я надеюсь, изменения произойдут. Но не через год и не через два, потому что ситуация крайне запущенная. Сейчас в Москве строительство новых станций – одно из самых дорогих в мире, и, конечно, без решения проблемы коррупции в городе каких-то заметных улучшений москвичи не увидят. Но когда-то эту проблему решать все же придется, потому что недовольство людей ездой барина (а барин у нас не может ездить без мигалки по Москве), мне кажется, станет главной причиной того, что люди начнут открыто возмущаться своим бесправием.

Генпрокуратура, возбудившая дело против экс-главы метрополитена Москвы Дмитрия Гаева, также подозревает его в необоснованной компенсации тарифов на перевозку пассажиров за счет их повышения. Однако после назначения нового руководителя стоимость проезда на метро не снизилась. Председатель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в интервью РС сказал, что дело еще может сойти "на нет" – все зависит от того, каких договоренностей сможет достичь Дмитрий Гаев с властями. А также от того, какое решение относительно меры пресечения примет суд. "Поскольку речь идет об огромной сумме, возможности скрыться где-то у Гаева наверняка есть", – предположил Кирилл Кабанов.

- Дмитрий Гаев принадлежал к команде Юрия Лужкова, - подчеркнул политолог Владимир Прибыловский. - Политикой он никогда не занимался - куда Лужков, туда и он: "Наш дом - Россия", "Единая Россия"...

Еще даже когда Лужков был у власти, Гаев попадался: слишком явными были некоторые его махинации. Пока был силен Лужков, Гаеву ничего не грозило; Юрий Михайлович его пожурил и не дал следователям его съесть. В нынешних событиях, кроме показательной порки, есть и экономический аспект: Гаев - очень богатый человек. У него есть фирмы, структуры, наконец, просто финансовые потоки, которые можно поделить. Гаев монополизировал обслуживание метрополитена; другие тоже хотят.

- Полагаете, это дело дойдет до суда?

- Это дело - да, поскольку в нем присутствет элемент показательности. Гаев не слишком большой чиновник, никому особенно не дорог, поэтому он - очень удобный козел отпущения. Поэтому его, я думаю, практически полностью раскулачат. Условный срок дадут - лет пять, как у нас это обычно бывает. А вот Юрий Лужков как раз - в отличие от Гаева - был одним из столпов режима; судить Лужкова для путинского режима - всё равно, что судить самого себя. Поэтому тут могут ограничиться разделом финансовых потоков - и, собственно, материальных ценностей.
XS
SM
MD
LG