Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Говорят жертвы «Фракции Красной Армии»


В Германии опубликована книга Коринны Понто и Юлии Альбрехт «Крестные дочери. В тени RAF». RAF или «Фракция Красной Армии» – радикальная террористическая организация, действовавшая в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века в ФРГ. Авторы книги хорошо знакомы с ее деятельностью. Понто – дочь убитого террористами руководителя Dresdner Bank, а Альбрехт – сестра активистки RAF, которая помогла проникнуть в дом банкира. В отличие от многих других документальных и художественных произведений о «Фракции Красной Армии», в центре повествования – не террористы, а их жертвы.

Александр Хавронин: Жарким июльским днем 1977 года банкир Юрген Понто отдыхал на террасе загородного дома под Франкфуртом-на-Майне. Он ждал Сюзанну Альбрехт, сестру своей крестной дочери Юлии. Семьи были дружны много лет. Юрген Понто не подозревал ничего плохого и, когда услышал через входную дверь: «Это я, Сюзанна!», спокойно впустил в дом державшую в руках букет роз молодую женщину и ее двоих друзей. Как выяснилось позже, это были члены «Фракции Красной Армии» Кристиан Клар и Бригитта Монхаупт. В банкира стреляли с небольшого расстояния. Вскоре во франкфуртской университетской клинике Юрген Понто скончался от полученных пулевых ранений. Клар, Монхаупт и впустившая террористов в дом Альбрехт скрылись с места преступления. Детали убийства, и в первую очередь, кто именно из членов RAF совершил его, до сих пор неизвестны. Все трое и сейчас хранят молчание по поводу тех событий.

На протяжении тридцати лет после трагедии семьи Понто и Альбрехт не поддерживали никаких контактов. В 2007 году сестра Сюзанны - Юлия - решает прервать молчание и пишет письмо дочери убитого банкира Коринне. Начинается переписка. Через какое-то время женщины встретились на знаменитой берлинской площади Pariser Platz. На основе возникшего между ними диалога и родилась книга «Крестные дочери. В тени RAF». Коринна Понто рассказывает:

«До той беседы с Юлией Альбрехт я находилась в полнейшем одиночестве. И, наконец, встретила человека, с которым я смогла поделиться тем, что у меня было на душе все годы после трагедии».

После убийства отца Понто вместе с матерью уехала в США. Сюзанна Альбрехт перебралась в ГДР, где она, благодаря поддержке «Штази», получила фальшивые документы на имя Ингрид Егер. А ее сестра Юлия, живя в Гамбурге, по другую сторону железного занавеса, гуляя по городу, ежедневно видела на досках объявлений фотографию сестры с текстом: «Разыскивается опасная преступница!» Все эти годы Юлия Альбрехт жила в страхе:

«Мы надеялись, что Сюзанна вернется и расскажет что-то такое, что позволит нам облегченно вздохнуть, избавит от страшного психологического груза».

После крушения Берлинской стены Сюзанну Альбрехт арестовали, и она предстала перед немецким правосудием. Ее приговорили к 12 годам лишения свободы, однако вскоре условно освободили. Сейчас она живет под другим именем в Бремене и учит немецкому языку детей из семей иммигрантов. Ведет замкнутый образ жизни. Процесс над сестрой не помог ее сестре - Юлии - ответить на вопросы, которые ее мучают все это время:

«Мне недостаточно ее слов на процессе о том, что это был самый ужасный в жизни поступок. Этого слишком мало. Я до сих пор хочу услышать из ее уст что-то такое, чему бы хотелось верить».

В потоке книг, написанных о «Фракции Красной Армии», произведение «Крестные дочери. В тени RAF» занимает особое место. Пожалуй, впервые так громко звучат голоса жертв террора, и поныне мучительно пытающихся узнать все подробности события, произошедшего 30 июля 1977 года. С другой стороны, для Коринны Понто и Юлии Альбрехт написание этого произведения стало своеобразным средством самотерапии.

Впрочем, многие критики находят и слабые места в книге. Особенно когда Коринна Понто делает смелые исторические предположения. В частности, она заявляет, что за террористами «Фракции Красной Армии» стояла восточногерманская разведка «Штази». При этом Понто указывает на результаты собственного расследования. Версия эта не нова. Она и раньше циркулировала в прессе. Немецкие историки в свою очередь считают, что Коринна Понто не приводит достаточных доказательств в пользу своего предположения.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG