Ссылки для упрощенного доступа

День Победы в стане союзников


US -- Aleksandr Genis, writer, RFE/RL employee
US -- Aleksandr Genis, writer, RFE/RL employee
9 мая в 23 часа по московскому времени в программе Александра Гениса: встреча на Эльбе – американская перспектива; между Сталиным и Гитлером, постскриптум к королевской свадьбе; Пулитцеровская премия за русские репортажи "Нью-Йорк Таймс".

В середине апреля 1945 года к столице рейха с востока и запада стремительно продвигались англо-американские и советские войска. Берлинцы, пишет в своей книге "Падение Берлина" историк Энтони Бивор, мрачно шутили: "Оптимисты учат английский, пессимисты – русский". Имперский министр пропаганды Геббельс заявил на дипломатическом приеме: "Германия проиграла войну, но еще в ее власти решить, кому она ее проиграла". Нет сомнений, что фраза стала тотчас известна Сталину и усугубила его подозрения в отношении союзников. На это она и была рассчитана. У Сталина были особые причины торопиться. Причины, о которых не знали ни маршал Жуков, ни другие военачальники. Советский атомный проект не мог быть доведен до успешного конца из-за острой нехватки урана. На территории СССР разведанных урановых запасов в то время почти не было; известные месторождения в Киргизии и Таджикистане не могли составить сырьевую базу атомной промышленности по причине своей бедности. Рудники в Саксонии и Чехии были разрушены американской авиацией. По указанию руководителя проекта Лаврентия Берии Советский закупочный комитет в США обратился к Вашингтону с просьбой продать восемь тонн окиси урана. Правительство США дало разрешение на продажу лишь символического количества. Оставалось захватить немецкие запасы урана…

А также 9 мая в 23 час по московскому времени в программе "Поверх барьеров. Американский час":


Между Гитлером и Сталиным

Заслуга историка Тимоти Снайдера в том, что в своей книге "Окровавленная земля", он не забыл и о миллионах молчавших жертв этого периода европейской истории. Благодаря открывшимся архивам в России, Польше и Украине, у Снайдера появилась новая информация. И она со страшной очевидностью демонстрирует всем, кто хочет знать и помнить, что территории Польши, Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины и европейской части России в 30-е и 40-е годы превратились в бойню с почти беспрецедентным числом жертв: 14 миллионов трупов, не считая солдат, погибших на полях сражений.

На полях королевской свадьбы

…Стало понятно, какими должны быть государственные праздники. Их непременно нужно увязывать с семейными событиями общенационального характера. Тогда и только тогда возникает атмосфера родственного единения, вся страна кажется единой семьей. Это придает празднику необходимую теплоту, элиминирует какие-либо оттенки казенности. Конечно, можно праздновать какую-нибудь дату – седьмого ноября или четвертого июля. Но дата отличается абстрактностью, как всякое число. Число дает количество, но не дает качества, конкретной живой наполненности. Даты – это история. Праздник – живая жизнь, сущее, сиюминутное, совместно всеми переживаемое.

Зеркало. Что Америка знает и чего не знает друг о друге

– Шостакович в Старом и Новом свете.

– Фильм "Великий голод" в России и роль Америки в спасении голодающих.

– Пулитцеровская премия за русские репортажи "Нью-Йорк Таймс".
XS
SM
MD
LG