Ссылки для упрощенного доступа

Кучма не хотел обидеть Ходорковского


Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский
Бывший сокамерник Михаила Ходорковского Александр Кучма, ранее обвинявший экс-главу ЮКОСа в сексуальных домогательствах, заявил, что оговорил его под давлением правоохранительных органов.

Александр Кучма согласился дать интервью интернет-изданию "Газета.ру" после того, как освободился из мест заключения, где провел 7 лет. Сокамерник Михаила Ходорковского говорит, что готов подтвердить все изложенные факты на детекторе лжи, однако с оговоркой, что хотел бы получить за это деньги, которые ему нужны на лечение:

– Его привели с зашитым носом – такого темно-синего цвета, на нем – пластырь. Ходорковский спросил: "Кучма, зачем вы так?" Я сказал: "От безвыходности". Теперь могу честно сказать, что я резал Ходорковского не по своей воле. И в суд на него не подавал. Это была полная фальсификация. А интервью с тестированием на детекторе лжи я готов дать за приличную сумму.

Имя осужденного Александра Кучмы стало известно после того, как он напал на Михаила Ходорковского в колонии №10 в Краснокаменске. Инцидент произошел утром 14 апреля 2006 года. Кучма самодельным ножом ранил спавшего по соседству Ходорковского в лицо. До нападения Кучмы на экс-главу ЮКОСа, у них не было конфликтов, сказал позже Ходорковский адвокатам. Михаилу Ходорковскому наложили несколько швов, а Кучму поместили в ШИЗО. Из-за этого инцидента сорвалось условно досрочное освобождение главы ЮКОСа. В интервью Александр Кучма не говорит, кто именно заставил его напасть на Ходорковского, но сказал, что в этой истории и в дискредитации Ходорковского были заинтересованные лица.

В августе 2008 на канале НТВ были показаны сюжеты о том, как Ходорковский якобы нарушал режим пребывания в зоне, о том, как приставал к Кучме. Одним из свидетелей в кадре выступал сам Александр Кучма. Сейчас, спустя три года, в интервью "Газете ру" Кучма говорит, что согласился на это свидетельство вынуждено, под давлением:

– Журналисты здесь не при чем. Их просто привезли. Хотя менты утверждали, что это их журналисты и если я что-то не так скажу, то мне будет плохо. Не знаю, правда это или нет, может быть, они блефовали...

Правозащитников не удивили признания бывшего сокамерника Ходорковского. Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев допускает, что все было именно так, как рассказал Кучма:

– Практика провокаций и в колониях, и в СИЗО есть. Например, в нашем отчете по Магнитскому мы описываем, как ночью к нему в камеру внедрили некоего подозрительного человека, который пытался спровоцировать конфликт. Но Магнитский и его сокамерник не спали всю ночь и провокации не допустили. Такая засылка в камеры практикуется в отдельных случаях по отношению к определенным заключенным. И Ходорковский – именно такая фигура. По-моему, этот случай требует серьезного расследования. Жаль, что Кучма все время говорит, что будет давать информацию только за деньги. Это вызывает некоторую настороженность. Тем более требуется серьезная проверка его показаний...

Признания бывшего сокамерника Михаила Ходорковского не стали откровением и для его адвокатов. По словам одного из них – Вадима Клювганта, в данной ситуации закон требует проверки всех фактов, изложенных Кучмой:

– По существу в этой информации никакой новизны нет. Потому что обо всем, что происходит в тюремной системе вообще и в отношении Михаила Ходорковского - в частности, мы на протяжении многих лет говорили не раз. В том числе и об этих событиях, о которых теперь решил рассказать Кучма. Интерес здесь представляет другое. Сведения, которые он сообщил, содержат в себе информацию о целом ряде преступлений, и весьма серьезных. Для нас представляет реальный интерес реакция на эту информацию уполномоченных государственных органов, потому что они в силу закона обязаны – не в праве, а обязаны! – проверить эту информацию без всяких просьб, напоминаний и обращений на предмет возбуждения уголовного дела. Выполнят ли они свою обязанность? Каков будет результат этой проверки? Вот это представляет реальный интерес. За этим будем наблюдать. Все остальное просто неинтересно комментировать, – считает Вадим Клювгант.

Признания Александра Кучмы - не первый случай, связанный с делом Ходорковского и Лебедева, когда факты, изложенные в интервью, должны быть тщательно расследованы. Несколько месяцев назад пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева заявила, что приговор по второму делу бывших руководителей ЮКОСа был написан в Мосгорсуде. Однако это не стало предметом серьезной проверки.
XS
SM
MD
LG