Ссылки для упрощенного доступа

За архаров не ответит никто


Суд не усмотрел причастности выживших после крушения вертолета чиновников к гибели архаров, фото сайта altapress.ru
Суд не усмотрел причастности выживших после крушения вертолета чиновников к гибели архаров, фото сайта altapress.ru
Все обвиняемые по делу о чиновничьей охоте в горах Алтая, во время которой погибли семь человек, оправданы в связи с "непричастностью к преступлению".

23 мая в суде Кош-Агачского района Республики Алтай состоялось оглашение приговора по уголовному делу по части 2 статьи 258 УК ("Незаконная охота"). В качестве обвиняемых по этому делу проходили: бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, гендиректор компании "Инеко" Борис Белинский и замдиректора Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Свою вину они не признали.

"Подсудимые признаны невиновными в связи с непричастностью к
совершению преступления", - сказал "Интерфаксу" прокурор Евгений Морозов. По его словам, прокуратура считает приговор незаконным и будет его опротестовывать и добиваться от обвиняемых возмещения ущерб. Охотоведы требуют взыскать с подсудимых 900 тысяч рублей в счет компенсации ущерба, нанесенного животному миру.

Напомним, что 9 января 2009 года в горах Алтая произошла авиакатастрофа вертолета Ми-171 Томского филиала авиакомпании "Газпромавиа". Из 11 человек, находившихся на борту вертолета, погибли семеро. Среди них - Александр Косопкин, полномочный представитель президента в Госдуме. На месте аварии были найдены туши трех архаров.

Следствием было установлено, что авиакатастрофа произошла во время охоты с вертолета на алтайских горных баранов - животных, занесенных в Красную книгу.

Выживший пассажир вертолета, вице-губернатор Анатолий Банных вскоре после происшествия подал в отставку. На Алтае прошли акции протеста с требованием отставки губернатора. Их организовывал созданный защитниками природы "Комитет 9 января", преобразованный затем в "вече-курултай". 21 апреля 2009 года было возбуждено уголовное дело о незаконной охоте и, после долгого следствия, передано в суд.

На суде прокурор Кош-Агачского района республики Евгений Морозов заявил, что считает доказанной вину всех трех подсудимых по статье "Незаконная охота", санкция по которой предусматривает до 2 лет лишения свободы, и попросил приговорить каждого подсудимого к году лишения свободы. При этом было предложено освободить подсудимых от наказания за истечением срока давности: "Незаконная охота" считается нетяжким преступлением и срок давности по этой статье составляет два года.

Как рассказал корреспонденту Радио Свобода редактор независимого горноалтайского издания "Листок" Сергей Михайлов, с самого начала судебный процесс выглядел как формальность:

- Уже в момент, когда дело передавалось в суд, было очевидно, что для участников браконьерской охоты реального наказания не последует, поскольку срок давности уже практически истек. Уголовное дело передавалось в суд в конце 2010 года, а срок давности истекал в январе 2011-го. Есть еще другой момент. По данным, которые газета "Листок" получила от наших местных спасателей, на месте катастрофы была сотовая связь - достаточно было подняться буквально на сто метров выше места катастрофы. Между тем, известно, что один из погибших в катастрофе был сначала жив и вовремя прибывшая помощь могла бы его спасти. То есть, помимо браконьерской охоты, скорее всего, был еще как минимум один состав преступления - это оставление в опасности... Короче говоря, общее впечатления от этого процесса тяжелое: даже минимальное правосудие и то не состоялось.

- Явились ли в суд Анатолий Банных и другие фигуранты?

- Нет, конечно, там никого не было. Даже внимание общественности к процессу было небольшое, поскольку никто из подсудимых в суд не явился, там были только адвокаты. В общем-то, очевидно, что даже если бы их признали виновными, уголовное преследование прекратилось бы за истечением срока давности, но это не реабилитирующий момент. Оправдание, конечно, лучше для обвиняемого.

- Продолжается ли незаконная охота на Алтае?

- По-крайней мере, громких случаев больше не было, - сказал Сергей Михайлов.

Старейшина (агай-зайсан) южных алтайцев Андрей Эдешов выступал одним из организаторов акции протеста против нерасследования дела о незаконной охоте. Сегодня Андрей Эдешов возмущен:

- Я считаю, что это даже не браконьерство. Браконьерство - просто охота на животных без соответствующего разрешения. А охота на краснокнижных архаров, которые для коренных народов Алтая являются священными животными, - гораздо более серьезное преступление перед этими народами. Оправдать участников охоты - это уж слишком. Обидно и то, что в случившемся с самого начала обвинили самих алтайцев: краевая газета писала, что местный охотник перестрелял всех этих архаров...

Журналист Издательского дома "Алтапресс" Лариса Васильева пристально следила за делом о незаконной охоте:

- Благодаря тому, что нам удалось получить и опубликовать эксклюзивные снимки с места аварии, возник общественный резонанс и в конце-концов возбудили уголовное дело. А сегодня мы чувствуем себя проигравшими. На суд наши корреспонденты не ходили. Ведь никто из обвиняемых туда так и не явился.

***

Через несколько месяцев после катастрофы, в июне 2009 года, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал отчет о причинах крушения вертолета на Алтае. Комиссия установила, что в момент аварии вертолет пилотировал пассажир. Кроме того, внимание экипажа
В 05 ч 17 мин экипаж обнаружил диких животных и произвел посадку для высадки охотников, затем загонял на них диких животных, в результате чего животное было убито...
отвлекли дикие животные.

Фрагменты отчета:

"По данным анализа расшифровки бортовых самописцев установлено, что в 05 ч 17 мин экипаж обнаружил диких животных и в 05 ч 26 мин произвел посадку для высадки охотников, затем после взлета в течение 10 минут загонял на них диких животных, в результате чего одно животное было убито. Экипаж вновь произвел посадку, забрал охотников, после чего они приступили к отстрелу диких животных с вертолета…"

"Отмечается уменьшение правого крена до 8°-12° и выдерживание его в этом положении в течение 8 - 10 сек. Это может свидетельствовать о том, что экипаж, наблюдая за передвижением животных, отвлекся от пилотирования вертолета. В это же время начинается снижение вертолета с вертикальной скоростью около 2 – 3 м/сек, не замеченное экипажем..."

***
Радио Свобода благодарит коллег из "Алтапресс" за любезно предоставленную эксклюзивную фотографию.
XS
SM
MD
LG