Ссылки для упрощенного доступа

Сербия и Черногория согласовали проект конституции нового союзного государства


Ведет программу Андрей Шарый. Участвуют корреспондент Радио Свобода Вероника Остринская, обозреватель службы южнославянских языков Радио Свободная Европа Срджан Кусовац, Мелани Бачина беседует с историком-балканистом Сергеем Романенко.

Андрей Шарый: Сербия и Черногория достигли полного компромисса по всем вопросам, касающимся конституции нового союзного государства. Об этом - после переговоров с руководством обеих республик в Белграде - заявил координатор ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер Солана. Рассказывает Вероника Остринская:

Вероника Остринская: Окончательный вариант конституции союза Сербии и Черногории должен быть представлен уже во вторник, а до конца декабря ратифицирован парламентами обеих республик. Таковы результаты встречи в Белграде.

Спорным вопросом - не находившим до сих пор решения - были выборы в союзный парламент. По словам Мило Джукановича (теперь он займет пост премьер-министра), в течение первых двух лет депутаты в союзный парламент будут избираться в парламентах республик, и только потом - на прямых парламентских выборах.

Европейский Союз не выдвигает сторонам никаких новых требований - лишь добивается выполнения соглашений, достигнутых сторонами в марте этого года. Тогда и было подписано соглашение о создании нового государства - союза двух республик с отдельной экономической системой, валютой и таможней, но с одним президентом. К совместному ведению относятся вопросы внешней и оборонной политики, а также членство в международных организациях. По прошествии трех лет республики имеют право выйти из союза и провозгласить себя независимыми. Тогда же было решено представить конституцию нового государства уже в начале ноября. Этого не произошло, и главный посредник между сторонами - координатор ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер Солана - в очередной раз прибыл в Белград. Его визит в Белград стал последним толчком для руководства обеих республик прийти к соглашению. После целого дня переговоров премьер-министр Сербии Зоран Джинджич заявил журналистам: "Нам осталось только утрясти некоторые вопросы о соотношении союзных и республиканских законов".

Андрей Шарый: Прокомментировать ситуацию в отношениях Сербии и Черногории русская служба Радио Свобода попросила обозревателя службы южнославянских языков Радио Свободная Европа Срджана Кусовца.

Срджан Кусовац: Вне всякого сомнения, подписанные соглашения - это шаг вперед. В политике иногда случается невозможное, достигаются компромиссы, которые еще вчера казались невероятными. На недавних выборах в Черногории неожиданно убедительную победу одержал Мило Джуканович, покончив с разговорами о том, что республика политически разделена. У Воислава Коштуницы и националистов в Белграде нет больше возможности проводить политику двойной игры в Черногории. Вам в России наверняка знакома эта ситуация: маленькие народы всегда опасаются больших народов, потому что у больших народов - другие интересы. Поэтому черногорцы с понятным опасением относились к росту националистических настроений в Сербии. Сейчас в Черногории позиции Джукановича сильнее, чем когда-либо; Белграду приходится идти на компромисс.

Андрей Шарый: Скажите, насколько влиятельными окажутся совместные органы власти нового государственного Союза?

Срджан Кусовац: Сейчас известно только то, что написано в базовом договоре, то есть, известны основные принципы. Сохраняется должность президента союзного государства, но куда большие полномочия, видимо, получит спикер парламента. Правительство, по всему судя, не будет играть важной политической роли, республики передадут в совместное ведение лишь то, что сочтут необходимым, например, вопросы обороны, внешней политики, внешней торговли. Черногорцы уже заявили, что заинтересованы в том, чтобы их представитель стал первым президентом нового союза, поскольку в нынешней Югославии все 10 лет этот пост занимали сербы.

Андрей Шарый: Означает ли заключение нового соглашения, что Черногория расстается с мечтой о независимости?

Срджан Кусовац: Независимая Черногория остается мечтой Джукановича, но он все-таки прагматичный политик, способный понять и принять реальность. В Черногории не было убедительного большинства в поддержку идеи независимости, и Джуканович понял: у него нет возможности успешно провести референдум по этому вопросу. Потому он в марте этого года и подписал базовое соглашение о принципах создания нового союзного государства. Это максимум того, чего Джуканович мог добиться, тем более, что договор закрепляет нынешнее положение вещей: в Черногории имеет хождение евро, в Сербии - динар, черногорские границы будет охранять не армия, а находящаяся в республиканском ведении полиция. Новое союзное государство - это не Югославии времен Милошевича, федерация, которая в Черногории воспринималась как проявление сербского гегемонизма. Джуканович поэтому и переместился недавно из кресла президента своей республики на позицию премьер-министра, что его задачи изменились: Черногория стала известной в мире, у нее появилось больше международных прав, и сейчас главная цель - экономические реформы. Теперь, когда кабинет министров возглавляет самый влиятельный политик, появилась возможность привлечения на министерские посты не партийных чиновников, а специалистов. Так что грядущие два года окажутся для Джукановича решающими: со щитом или на щите.

Андрей Шарый: Московский историк-балканист Сергей Романенко известен как автор нескольких фундаментальных трудов по новейшей истории бывшей Югославии. С Сергеем Романенко беседовала Мелани бачина.

Мелани Бачина: Сергей, как вы считаете, насколько теперь реально сохранение совместного государства Сербии и Черногории?

Сергей Романенко: Это вопрос довольно сложный. Потому что непонятно, каким образом будут развиваться отношения. Я считаю, что окончательный распад Югославии вполне возможен, потому что существование двух государств с разной экономической системой, с разной валютой он изначально подрывает основы самого государства. Кроме того, история показала, что исторически чисто время существования таких славянских общих государств, объединяющих несколько славянских народов оно просто уже ушло. Кстати, это показывают и трудности, которые постоянно возникают вокруг переговоров о союзе России и Белоруссии.

Мелани Бачина: 8-го декабря в Сербии состоятся повторные президентские выборы. Скажите, вопрос о сохранении Югославии как-то обсуждается кандидатами на пост главы сербского государства?

Сергей Романенко: Эта тема вообще постепенно отходит на задний план и связано это с тем, что люди прежде всего думают о социально-экономической ситуации, которая по-прежнему в Сербии остается очень тяжелой. Надо сказать, что это относится и к Черногории. Мне довелось быть и в Сербии, и в Черногории в июле-августе этого года, и тогда как раз опросы общественного мнения показывали, что постепенно проблема, по крайней мере для черногорцев, вхождения или не вхождения в государство, она отходит на пятое-седьмое место. С другой стороны, безусловно, для части сербского общества эта проблема очень болезненна, я имею ту часть, которая придерживается националистических воззрений, идеологии и психологии, которая совсем не ушла в прошлое, а еще жива. И это показали и неудавшиеся президентские выборы. Поэтому, я думаю, определенное влияние будет оказывать. В конце концов, это еще и проблемы политической судьбы нынешнего президента Югославии Кошутницы. Но решающее влияние, я думаю, окажут совсем другие факторы.

Мелани Бачина: Какие, на ваш взгляд?

Сергей Романенко: Проблема социально-экономических реформ и цены, которую население должно заплатить за это. Перед Сербией стоят очень серьезные задачи, и от исхода этих выборов будет зависеть, насколько быстро и успешно будут проведены необходимые рыночные и другие реформы в стране, которая до сих пор еще не рассталась с наследием Слободана Милошевича.

XS
SM
MD
LG