Ссылки для упрощенного доступа

Как сложится политическая ситуация в Сербии в том случае, если президентом страны будет избран политик-демократ?


Программу ведет Андрей Шарый. Он беседовал с обозревателем Радио Свободная Европа Срджаном Кусовацем.

Андрей Шарый: Как сложится политическая ситуация в Сербии в том случае, если президентом страны будет избран политик-демократ? На эту тему я беседовал с известным белградским комментатором, обозревателем Радио Свободная Европа Срджаном Кусовацем.

Насколько реальна победа демократа Бориса Тадича?

Срджан Кусовац: В Сербии сложилась политическая ситуация, повторяющая ситуацию осени 2001-го года, когда был отстранен от власти Милошевич. На стороне Бориса Тадича выступают не только политические партии, но и общественные фигуры, в том числе известные футболисты и баскетболисты – на стороне Тадича вся Сербия, обращенная к западу и Европейскому Союзу. ТОмислава Николича поддерживает люмпен-пролетариат, работники бывших социалистических предприятий-гигантов. В первом туре выборов Николич получил меньше голосов, чем прежде получала на выборах его Радикальная партия. Так что все предпосылки для победы у Тадича есть. Вопрос в том, удалось ли ему убедить граждан принять участие в выборах и проголосовать в пользу демократического выбора. Все-таки демократический электорат не назовешь очень уж дисциплинированным.

Андрей Шарый: Как вы оцениваете позицию правящих сейчас в Сербии партий, прежде всего премьер-министра Воислава Коштуницы, которого тоже считают политическим противником Бориса Тадича?

Срджан Кусовац: Получилось так, что Воислав Коштуница вынужден был - предполагаю, под сильным нажимом Запада - слегка выступить в пользу Тадича. Конечно, не по телевидению и не на партийном митинге. Но сама по себе поддержка Коштуницы не слишком важна. Дело в том, что выдвиженец премьер-министра и кандидат всех партий, входящих в правительство, с треском провалился на первом туре выборов. Это значит: за Бориса Тадича голосовали в первом туре и некоторые сторонники Коштуницы – потому что поняли: другой возможности победить радикалов нет. Из информированных источников в Белграде мне стало известно, что ситуация в стане Коштуницы до того отчаянная, что он намеревался подать в отставку с поста лидера Демократической партии Сербии. По-своему Коштуница – честный человек, думаю, он так и поступил бы, если бы не уговоры со стороны крупных бизнесменов, финансирующих его партию. Будучи на посту премьер-министра, Воислав Коштуница все сделал для того, чтобы не продолжать линию правительства покойного премьера Зорана Джинджича. По многим направлениям он фактически оказался наследником правительств времени Милошевича. Поэтому ожидать от него слов поддержки Тадичу – нереально. Если бы было по-другому – Тадич мог бы победить уже в первом круге выборов.

Андрей Шарый: Предположим, что президентом Сербии в воскресенье станет Борис Тадич. Это означает, по вашему мнению, что Сербию ждут новые выборы в парламент?

Срджан Кусовац: Борис Тадич сильно отличается от других сербских политиков. Во время Джинджича он не числился среди партийных лидеров. Он довольно скромный человек с абсолютно незапачканной связью с криминалом репутацией. Тадич – человек, склонный к компромиссному решению политических проблем. В ходе предвыборной компании он заявил: я не буду добиваться отставки правительства. Вот смотрите: после того, как Тадич стал преемником Джинджича на посту лидера Демократической партии, ему удалось выгнать из партии многих из тех, кого подозревали в сомнительных связях, в том, что они обогатились за время демократических реформ. Он консолидировал партию, и теперь ему нужно правильно выбрать время для парламентских выборов. Нынешнее неспособное правительство легко критиковать и легко свалить. Думаю, что выборы могут состояться осенью. Образу ваше внимание на то, что первые многопартийные выборы в Сербии состоялись в сентябре 1990-го года. С той поры, за неполные 15 лет, граждане голосовали уже 30 раз!

Андрей Шарый: Судебный процесс над предполагаемыми убийцами Зорана Джинджича оказывает какое-то влияние на политическую ситуацию в стране?

Срджан Кусовац: Абсолютно никакого. Сейчас показания в суде дает главный обвиняемый в организации этого преступления – бывший командир специального подразделения МВД "красные береты" Милорад Лукович, который в начале мая сдался властям, как предполагают, в результате каких-то переговоров. Одна из целей Воислава Коштуницы заключалась в том, чтобы поставить знак равенства между правительством Джинджича и организованной преступностью. Тогда суд над убийцами Джинджича – прямо накануне выборов – превратился бы в суд над над самим Джинджичем. Очевидно, кое-кто ожидал: Лукович начнет рассказывать о том, как они вместе с Джинджичем грабили народ... Но Лукович оказался умнее и мудрее, чем рассчитывали: впервые появившись в суде, он прямо заявил – я вам не политическая проститутка. Почему? Да потому, что такие люди, как Лукович. придерживаются своего, пусть преступного, кодекса поведения.Я приведу вам данные одного социологического исследования, проведенного в Сербии: таким людям граждане доверяют больше, чем некоторым политикам, которые совершенно аморальны. Так или иначе, сейчас суд над Луковичем и его сообщниками не влияет на политику. А вот в будущем, когда станет ясной вся политическая подоплека преступления - эта ситуация изменится.

XS
SM
MD
LG