Ссылки для упрощенного доступа

Спортивные отголоски балканских конфликтов


Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый и корреспондент РС в Белграде Айя Куге.

Владимир Бабурин: Не так часто спорт, если это, конечно, не Олимпийские игры и не чемпионат мира по футболу, и то, и другое бывает раз в 4 года, попадают в темы дня, а водное поло, по-моему, просто впервые. Хотя речь сейчас пойдет как раз не об очках и не о голах. Финальный матч чемпионата Европы по водному поло в Словении, в котором встретились сборные бывших югославских республик - Сербии и Черногории и Хорватии - вызвал невиданную на Балканах уже несколько лет вспышку националистического насилия. Команда Сербии и Черногории во второй раз подряд стала чемпионом Европы, однако, эта победа оказалась омрачена бесчинствами хорватских и сербских болельщиков. Из Белграда - Айя Куге:

Айя Куге: Во время финального матча хорватские болельщики ломали стулья, бросали тяжелые предметы в ватерполистов, выкрикивали призывы окончательно расправиться с сербами. Есть раненые, камень попал даже в министра обороны Сербии и Черногории Тадича, присутствовавшего на финальном матче. В такой атмосфере торжественную церемонию награждения пришлось отменить. Чемпионы Европы на специальном самолете практически были эвакуированы в Белград, поскольку руководство сербско-черногорской делегации пришло к выводу, что возвращаться домой на автобусе через хорватскую территорию слишком опасно.

В Белграде, как и в других городах Сербии, молодежь, по обыкновению, вышла на улицы, чтобы праздновать победу. Празднование в столице Сербии и в другом большом городе Нови-Саде вылилось в беспорядки. У посольства Хорватии собралось около тысячи молодых парней, они разбивали окна здания, уничтожили герб и вместо хорватского флага повесили сербский. Полицейские стояли молча. Задержано тридцать восемь человек.

Хорватия сегодня вручила Сербии и Черногории дипломатическую ноту протеста. Министр иностранных дел Хорватии отложил визит в Подгорицу. Сербские политики осудили инцидент, удивляясь, откуда вдруг такая национальная рознь, когда отношения с Хорватией нормализуются.

В центре Нови-Сада вечером все выглядело намного драматичнее, чем в Белграде. Парни в майках с портретами Радована Караджича и генерала Младича, какие часто носят экстремистски-настроенные футбольные болельщики, на главной улице разбили все витрины магазинов, все окна на старом здании городского правительства, разломали все, что нашлось на их пути. Повсюду на стенах зданий надписи с призывами убивать хорватов. Полицейские привели в действие водяные пушки, во время массовой драки им приходилось даже стрелять в воздух. К врачам в Новом Саде обратилось более сорока человек. В этом городе проживает много сербских беженцев их Хорватии. Некоторые наблюдатели уверены, что эти беспорядки не случайны, что за ними стоят националистические организации.

Владимир Бабурин: Прокомментировать неспортивные итоги чемпионата Европы по водному полу я попросил своего коллегу Андрея Шарого, который много лет проработал на Балканах. Андрей, первое внешнее впечатление, я тоже смотрел накануне этот матч: удалось собрать осколки страны, даже название которой исчезло с географических карт, нет больше такого названия - "Югославия", теперь это Сербия и Черногория, она в финале и победила. Соперник – Хорватия - именно с этой республики начался развал Югославской Федерации, а первенство проходило в Словении, ныне независимой, также бывшей югославской республике. Но уже первые минуты показали, что и спортсмены, и, что более для меня удивительно, зрители вышли не на спортивный поединок, а на битву. Вы такое впечатление разделяете?

Андрей Шарый: В том, что касается отношения зрителей, конечно, да. Что касается отношения спортсменов - нет. Мне кажется, игра была жесткой, может, местами грубой, но это был спорт. Это был финальный матч на первенство чемпионата Европы. Что касается поведения болельщиков - еще до начала игры комментатор хорватского телевидения выразил опасения, что эта игра может закончиться побоищем. Одна из причин - не слишком пригодные условия в этом небольшом словенском городе Крань для проведения такого рода соревнований. Мне доводилось бывать в Кране на этом стадионе. Видно было даже с экранов телевизоров, что зрители наблюдали за матчем с крыш соседних домов. До водной ванны, игрового поля, было рукой подать. Понятно, что наэлектризованные болельщики не могли не устроить каких-то провокаций. Я смотрел внимательно на лозунги, которые принесли они с собой, радиоэфир не позволяет мне цитировать их напрямую, в основном, там были указания про сербскую маму.

Ядро этих воинствующих агрессивных хорватских болельщиков-вандалов составляют болельщики двух футбольных клубов, самых популярных в Хорватии. Они объединены в клубы болельщиков команд "Динамо" из Загреба, эти болельщики называют себя "Бэд Блю Бойз" и второй команды из Сплита – "Хайдук", болельщики называют себя "Торсида". Это почти военизированные формирования, слово это сейчас можно поставить в кавычки, но во время югославского вооруженного конфликта болельщики "Хайдука"" и "Динамо" (тогда команда называлась "Кроация") - уходили на фронт сражаться за независимость фактически в том же составе, в каком они ходили на футбольные матчи. В Загребе на стадионе "Динамо" есть даже памятник этим болельщикам, погибшим за независимость своей страны.

Нужно сказать, что в Сербии ситуация не намного лучше, там тоже есть почти военизированные, хорошо организованные формирования болельщиков. Это группы с легким криминальным акцентом, которые легко подстрекать и использовать для организации беспорядков. К сожалению, то, что произошло, было, в общем, делом логичным и ожидаемым. Хорватские власти немедленно осудили поведение болельщиков. Премьер-министр Хорватии Ивица Рачан в обращении к спортсменам, поздравляя их с завоеванием серебряных медалей, заявил, что праздник испортили спортивные вандалы. Но, к сожалению, это будет продолжаться до той поры, пока память о войне не загладится, пока националистические страсти не остынут.

Это не единственный в последнее время такого рода инцидент. В минувшем сезоне баскетбольная команда "Партизан" из Белграда приезжала в Загреб на матч Адриатической Лиги. Там тоже были такого рода инциденты. Когда приезжают хорватские команды в Сербию и Черногорию, тоже, как правило, это матчи высокого политического риска, как говорят наши с вами коллеги на Балканах. С этим приходится считаться, и, к сожалению, у властей этих стран пока нет достаточных возможностей, опыта и мудрости, чтобы противостоять хулиганам.

Владимир Бабурин: А если сравнивать с ситуацией в бывшем СССР - недавний матч сборных России и Грузии, и весьма агрессивное, не такое, как поведение хорватских болельщиков, но достаточно агрессивное поведение грузинских болельщиков, российского гимна, бывшего советского, вообще не было слышно...

Андрей Шарый: Вы знаете, Владимир, любые аналогии условны, но я скажу, продолжая ваш ряд сравнений, что болельщики ведут себя настолько же дико, насколько дикими были в недавнем прошлом или в настоящем отношения между странами. При распаде Советского Союза, к счастью, удалось избежать большой войны, поэтому, я думаю, в постсоветских странах дело не доходит до такого рода отвратительных инцидентов, как во время вчерашнего матча по водному поло. Все-таки у сербов и хорватов - кровавое последнее десятилетие, именно поэтому происходит то, что происходит. Говорят не зря, что спорт - сублимация политики и сублимация войны. Это моделирование тех человеческих эмоций, которые иначе находят себе выплеск, выход в военных действиях. Есть же такая теория западных психологов о том, что британцы, устав от войн и получив в конце XIX века спокойную колониальную империю, для того и придумали теннис и футбол, чтобы находить выход агрессивным страстям на полях спортивных сражений. Вся спортивная терминология не зря очень близка к военной - "атака", "защита", "прорыв", и так далее, и тому подобное.

Но это все научные или квазинаучные объяснения того, что происходит. До установления добрососедских отношений между Сербией и Хорватией должен пройти еще не один год. То же самое можно сказать и о Боснии, где впервые в этом году, кстати, была сформирована общая сербско-хорватско- мусульманская футбольная лига, там играли 12 команд из хорватско-мусульманской Федерации, и 8 команд из Республики Сербской. Тоже не обходилось без националистических инцидентов, особенно на последних этапах чемпионата, когда команда "Леотар" из города Требинье, это сербская Босния, соревновалась с сараевским клубом "Железничар" за победу в турнире. Сербы оказались чуть сильнее...

Ситуация изменится только тогда, когда во всех этих странах спорт, как и вся остальная жизнь, перестанет делиться по этническому признаку, когда команды перестанут быть сербскими, хорватскими или мусульманскими, когда они будут городскими, когда они будут национальными.

Владимир Бабурин: Это был Андрей Шарый. По-моему, несколько оптимистично его заявление, что Советский Союз распался без крови и без войны. Была кровопролитная война в Таджикистане, был конфликт из-за Нагорного Карабаха, и УЕФА сейчас, например, не рискует ставить в одну группу сборные Армении и Азербайджана, и составляет расписание соревнований так, чтобы эти команды между собой не встречались. Продолжается и война в Чечне, хоть она и называется официально "антитеррористической операцией".

XS
SM
MD
LG