Ссылки для упрощенного доступа

Почему землетрясение в Иране привело к таким большим жертвам?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода - Ян Рунов, он беседовал с сотрудницей американского Совета по международным отношениям Джудит Кипер, и Марк Крутов, который беседовал с сотрудницей службы информации МЧС России Ириной Андрияновой.

Андрей Шарый: По последним данным, число погибших во время землетрясения в Иране может достигнуть 50 тысяч человек. Через пять суток после страшной катастрофы спасатели покидают район стихийного бедствия, надежд найти пострадавших живыми почти не остается. Как могло произойти, что при почти одинаковой силе землетрясения в Калифорнии, например, погибли два человека, а в Иране - десятки тысяч? Слово нашему нью-йоркскому корреспонденту Яну Рунову:

Ян Рунов: 22 декабря в центральной части Калифорнии произошло землетрясение силой 6,5 баллов по шкале Рихтера. Погибли 2 человека. 40 получили травмы. Калифорния - самый густонаселенный штат Америки. В районе эпицентра землетрясения живут, примерно, 250 тысяч человек.

26 декабря в иранском городе Баме (100 тысяч населения) произошло землетрясение силой 6,3 балла по шкале Рихтера. Сначала говорили о 20 тысячах погибших, затем о 30 и 40. Теперь о 50.

Чем объяснить разницу в масштабах последствий стихийного бедствия? На этот вопрос отвечает эксперт по Ближнему Востоку, сотрудница Совета по международным отношениям Джудит Кипер:

Джудит Кипер: Конечно, в Иране есть свои сейсмологи, и накоплено немало знаний о землетрясениях, потому что в Иране всегда были землетрясения. Весь этот район мира сейсмически активен. Он включает в себя Иран, Турцию, Армению, республики Средней Азии. Столь большое количество погибших объясняется, прежде всего, несейсмостойкостью строений. Люди продолжают жить в традиционных домах без учета землетрясений. Одни дома - своего рода мазанки, но с тяжёлой крышей. Другие построены из некачественного, не достаточно выдержанного в обжиге кирпича. При землетрясениях дома легко рушатся, и людям выбраться из-под развалин почти невозможно. В Калифорнии, где землетрясение было больше, давно строят дома легкой конструкции, с учетом сейсмических особенностей района. Привычных, традиционных домов здесь нет.

Ян Рунов: Почему же в Иране, со всей его историей землетрясений, до сих пор не переняли опыт калифорнийцев? Создается впечатление, что Иран, да и весь мир фатально восприняли трагедию...

Джудит Кипер: Я не думаю, что мир воспринял иранское землетрясение как некую неизбежность. Это человеческая трагедия, которая объединила весь мир: разные государства спешат прийти на помощь, шлют медицинский персонал, специалистов-спасателей, поисковых собак, продовольствие, палатки. Никто не остался равнодушным. Это не политика. Это гуманитарная помощь. Но, к сожалению, народ Ирана, действительно, фатально воспринимает свою судьбу, во всем полагаясь на волю Аллаха. Правительству Ирана все же следовало бы извлечь уроки из этой катастрофы. И когда город будут восстанавливать, надо строить так, чтобы люди не были столь уязвимы.

Андрей Шарый: Кстати правительство Ирана заявило уже о том, что город Бам будет восстановлен в ближайшие сроки. Российские спасатели, которые работали в Иране, в ночь со вторника на среду возвращаются в Москву. О том, какой вклад в ликвидацию последствий катастрофы внес отряд из 170 спасателей, врачей и кинологов из России, корреспондент Радио Свобода Марк Крутов попросил рассказать сотрудницу службы информации МЧС России Ирину Андриянову:

Ирина Андриянова: Во время работы спасателей проводились поисковые работы, в результате удалось обнаружить 103 тела погибших, к сожалению, никого из живых под завалами обнаружить не удалось. Кроме того, работал аэромобильный госпиталь. За весь период работы госпиталя было принято 424 человека, пострадавших в результате землетрясения, в том числе 122 ребенка. Так же были проведены 108 операций по оказанию помощи.

Марк Крутов: Ирина, теперь уже можно сравнить эту операцию с какими-то другими, которые осуществляло МЧС, и сказать, например, что она на данный момент самая масштабная в истории России?

Ирина Андриянова: Нельзя сказать, что она самая масштабная, потому что землетрясение достаточно разрушительное, но его можно, наверное, сравнить по масштабам, из последних землетрясений, с землетрясением в Индии. Просто здесь особенность этого землетрясения заключалась в довольно сложном характере завалов. По словам наших спасателей и специалистов, завал состоял из так называемого саманного кирпича. Это материал, который рассыпается на мелкие части и не оставляет пустот в завале, и, соответственно, не оставляет шансов выжить пострадавшим людям. Поэтому всем спасателям, не только российским, в Иране работало около 1000 спасателей из 27 стран мира - практически никому не удалось спасти живых людей.

Марк Крутов: Остается ли кто-то из российских спасателей в Иране для помощи и консультаций, или улетают все? И покидают ли российские спасатели Иран последними?

Ирина Андриянова: Я знаю, что представители некоторых государств уже улетели. Наши спасатели в числе других улетающих оттуда. Мы приступаем сейчас к оказанию второго этапа помощи. Это гуманитарная помощь. По решению правительства России и по поручению президента МЧС приступает к оказанию гуманитарной помощи населению, пострадавшему от землетрясения, и завтра, в 8 утра, планируется отправить первый самолет "ИЛ-76" МЧС России с гуманитарной помощью. Он доставит в пострадавшие районы, в первую очередь, палатки, теплую одежду, одеяла, печи, станции для очистки воды и генераторы. И думаю, что оказание помощи будет продолжено и в январе.

XS
SM
MD
LG