Ссылки для упрощенного доступа

Спасательные работы на шахте Западная


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Сергей Слепцов, Виктор Нехезин и Евгения Лавут – она беседовала с председателем российского профсоюза работников угольной промышленности Иваном Мохначуком.

Андрей Шарый: На шахте Западная в Ростовской области продолжатся эвакуация 33 горняков, которые провели почти двое суток под завалом. Судьбе еще 13 шахтеров до сих пор неизвестна. Из Ростовской области сообщает корреспондент Радио Свобода Сергей Слепцов:

Сергей Слепцов: В субботу около 9 часов утра двум горноспасателям-разведчикам удалось спуститься в аварийную шахту, в штрек, где предположительно находились блокированные завалами и прорвавшейся водой шахтеры. Разведчики обнаружили в одном из штреков группу из 33 горняков. Они укрылись в семи километрах по горизонтали от так называемой инспекторской клети, то есть, уцелевшего подъемного устройства, на котором и спустились спасатели.

К сожалению, оказалась преждевременной оптимистичная информация о том, что остальные 13 горняков находятся где-то неподалеку и даже перестукиваются со своими товарищами. Увы, оказалось, что это не так, и сейчас под землей идут поиски этих 13 шахтеров. Об их судьбе пока ничего неизвестно. Сейчас с помощью инспекторской клети наверх поднимают по два-три человека, шахтеров, которые провели под землей в каменной западне больше 40 часов, тут же отправляют в местные больницы для тщательного медицинского обследования. Температура воздуха в мокрых штреках аварийной шахты не превышает 9-11 градусов Цельсия. Кстати, найденным спасателями горянкам сразу же были доставлены продукты, кислородные баллоны и сигареты. По свидетельству врачей, среди эвакуированных шахтеров нет тяжело раненых, но все они перенесли тяжелейший стресс и подверглись переохлаждению. Родственники и друзья попавших в беду горняков почти двое суток простояли у сооружений шахты, жадно вылавливая каждую крупинку информации. Они же приносили пакеты с едой и сигареты для водителей самосвалов, которые непрерывно возили щебень и бетон к основному стволу шахты. Все понимали, что спасти шахтеров можно только, остановив потоки воды из подземного озера. Сейчас поисково-спасательные работы продолжаются.

Андрей Шарый: Менее месяца назад специалисты обследовали шахту Западная и запретили ее эксплуатацию. Тем не менее, работы продолжались вплоть до аварии в минувший четверг. Халатность, несоблюдение правил безопасности - главная причина практически всех аварий на российских шахтах. У микрофона в Москве Виктор Нехезин:

Виктор Нехезин: В отличие от соседней Украины, где из года в год гибнут сотни шахтеров, в России статистика жертв в горнодобывающей отрасли не столь удручающая. Счет в худшем случае идет на десятки. Как невесело шутят горняки Кузбасса, в последние годы они наконец нарушили закономерность, согласно которой 1 миллион тонн добытого угля стоит жизни одному шахтеру. И все же предотвращать все чрезвычайные ситуации, конечно, не удается. Самая крупная авария последних лет произошла в Кемеровской области в 1997-м году. Из-за взрыва метана на шахте Зыряновская тогда погибли 67 человек. Три года назад 12 горняков не смогли выбраться из-под завала на шахте "Комсомолец". Причина та же - взрыв газа из-за несоблюдения мер безопасности. Как утверждают специалисты, дело в том, что рабочие не прекращают работать, даже если видят, что процесс добычи ведет к повышению концентрации метана в воздухе. В 2001-м году сразу несколько аварий. В городе Междуреченск на шахте Распадская погибли 5 горняков, а в Прокопьевске на шахте имени Ворошилова жертвами аварий стали 4 спасателя. Они попали под обвал, когда пытались вызволить из штольни пострадавшего шахтера. На следующий год вновь в Кузбассе на шахте Коксовой менее чем за месяц прогремело подряд два взрыва. В общей сложности погибли 5 человек. Еще одна очень крупная авария случилась минувшим летом. 18 июня на шахте Земинка в городе Прокопьевске погибли 12 горняков. А всего спустя месяц в той же Кемеровской области произошел взрыв в шахте Октябрьской. Одному шахтеру спастись не удалось.

Андрей Шарый: В Ростовской области на месте авариинаходится председатель российского профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. С ним беседовала корреспондент Радио Свобода Евгения Лавут:

Евгения Лавут: Насколько все-таки прогнозируемой была эта ситуация, можно ли было просчитать такую аварию?

Иван Мохначук: Да, авария была прогнозируемая. В феврале месяце уже был прорыв воды и затопление шахты Западная. Воду откачали в сентябре месяце. Дальше ученые, исследовав состояние горных выработок, пришли к выводу, что под землей на уровне где-то 200-260 метров сформировалось подземное озеро с объемом воды порядка 35 миллионов кубических метров. Возможность прорыва воды в стволы шахты Западная, поскольку она самая глубокая, была очевидна. Специалисты, ученые, горноспасательные части и научные работники в институтах сделали заключение, что работать на шахте категорически нельзя. После этого была создана правительственная комиссия в рамках министерства, которая рассмотрела план горных работ, перспективу работы компании ООО "Ростовуголь Стелла". Где-то в начале октября было принято решение о недопустимости работы на 4 шахтах и необходимости их ликвидации, в том числе и шахты Западная. Чем руководствовалось руководство компании "Ростовуголь" при принятия решения по производству дальнейших работ - сказать сложно. Это уже работа компетентных органов которые должны разобраться, почему рекомендации, решения ученых и специалистов не были взяты во внимание. В Российской Федерации мы закрыли более 200 шахт. Ситуации такого сопротивления закрытию, причем не со стороны рабочих, а со стороны технических работников и ряда представителей администрации, никогда не было, как по Ростовуглю. К сожалению, эта бодяга, если так ее можно назвать, тянется уже более трех лет и дает все более печальные, плачевные результаты. На сегодняшний день долги по зарплате в компании ООО "Ростовуголь" составляют 5,5 месяцев, суммарно - 155,4 миллиона рублей. Люди, боясь потерять рабочее место, продолжали работать, не получая за это заработную плату, в аварийных, особо опасных условиях, под угрозой аварии, в том числе и прорыва воды.

Евгения Лавут: Как, по-вашему, все-таки закрытие этой шахты, на которой произошла такая катастрофа, все равно это станет печальным событием для людей, которые на ней работали и получали зарплату?

Иван Мохначук: Это станет печальным событием, к сожалению, потому что то, что произошло на этой шахте, может коснуться еще трех шахт. И думаю, что вопрос о ликвидации шахт будет касаться не только шахты Западная, но и Ленина, и "Комсомольская правда"... Это четыре шахты.

Евгения Лавут: Сколько это человек?

Иван Мохначук: Это более 4 тысяч человек.

XS
SM
MD
LG