Ссылки для упрощенного доступа

Суд постановил взыскать 500 тысяч рублей в пользу девочки, родители которой погибли в результате обвала крыши в московском аквапарке


Программу введет Андрей Шароградский. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Андрей Шароградский: Черемушкинский суд Москвы постановил взыскать 500 тысяч рублей в пользу 8-летней Юлии Милогородской. Родители девочки погибли в результате обвала крыши в московском аквапарке "Трансвааль".

Марьяна Торочешникова: 14 февраля 2004 года Юля Милогородская пошла в аквапарк с мамой и папой. Это был последний семейный выход - в тот день Юля потеряла обоих родителей. А сама получила многочисленные травмы, да еще провела несколько часов под завалами в ледяной воде. После трагедии у девочки появилось множество фобий: она боится оставаться одна, боится темноты, замкнутых пространств, прозрачных куполообразных потолков, панельных домов, очень боится, что единственные оставшиеся у неё родственники - дедушка с бабушкой - тоже умрут. Сейчас Юля проходит курс психологической реабилитации.

С иском о компенсации морального вреда в Черемушкинский суд Москвы обратился дедушка Юли - Вячеслав Киселев. Он требовал, чтобы компания "Европейские технологии и сервис", обслуживавшая рухнувший развлекательный комплекс, заплатила внучке 60 миллионов. Однако суд снизил размер компенсации до 500 тысяч рублей.

Интересы Юли Милогородской и ее дедушки в суде представлял адвокат Андрей Князев. Вот, что он рассказал в интервью моему коллеге Никите Ваулину.

Андрей Князев: Мы согласны с решением, наша сторона возражать не будет. В принципе, это прецедентный иск - 500 тысяч, это первый раз. Хочу напомнить, что за тот же "Норд-Ост" 100 тысяч взыскано, да и раньше взыскивали, даже за смерть человека, в уголовном процессе 200-300 тысяч рублей. В данном случае наша позиция была в том, что отвечать должно за предоставление услуг именно ЗАО "Европейские технологии и сервис", которое было владельцем и является непосредственным владельцем здания, обслуживает, эксплуатирует его. Услуга неразрывно связана с самим помещением, потому что именно и позиционировал, и рекламировал себя "Трансвааль-парк" как водное развлечение в закрытом пространстве.

У нашей клиентки, девочки восьмилетней, погибли там отец и мать, они принадлежали к среднему классу, работали в рекламной фирме. Конечно, уровень ее жизни резко снизился. Более того, она перенесла определенную психологическую травму, у нее сейчас клаустрофобия, она не может находиться одна в закрытых помещениях, все время плачет. Она сама 6 дней пролежала в Морозовской больнице после этого.

Мы только взыскали за моральный вред 500 тысяч рублей, а по потере кормильца мы еще не подавали, но тоже будем подавать. И этот иск будет тоже к ЗАО "Европейские технологии и сервис", ежемесячную выплату за смерть родителей мы будем требовать с них. Сейчас она пока получает только 1,5 тысячи рублей от правительства города Москвы. Ответчиком хотели привлечь правительство Москвы, но мы считаем, что это неразумная и ошибочная позиция, потому что у нас научились владеть бизнесом, зарабатывать деньги, а как отвечать - сразу правительство Москвы.

Никита Ваулин: Наверное, вряд ли с правительства удалось взыскать что-нибудь, и вот с частной фирмы...

Андрей Князев: Совершенно верно. Потому что, даже по нашим данным (мы ездили на переговоры), сейчас они тратят более 200 тысяч долларов только на поддержание аквапарка в надлежащем состоянии, то есть процесс по кредиту, зарплата сотрудникам, аренда земли и так далее.

Марьяна Торочешникова: Ответчики не согласились с решением суда. Адвокаты ЗАО "Европейские технологии и сервис" уже направили в Мосгорсуд краткую кассационную жалобу на сегодняшнее решение суда. Вот как комментирует его заместитель директора компании ответчика Марьям Бакашева.

Марьям Бакашева: Интересно посмотреть, основываясь на каких нормах права суд мотивировал это решение.

Марьяна Торочешникова: А сейчас, подавая эту предварительную короткую жалобу, какие вы аргументы выдвигали?

Марьям Бакашева: Мы выдвигали аргументы о том, что сейчас идет следствие по факту обрушения, и, согласно акту технической комиссии, назначенной правительством Москвы после обрушения парка, обрушение кровли случилось вследствие ошибок при проектировании. Но прокуратура пока свой окончательный вывод не сделала, а суд сегодня фактически признал нас виновными в обрушении аквапарка, удовлетворив иск именно о компенсации морального вреда. Не о потере кормильца - там как бы бесспорно, а иск о компенсации морального вреда, признав нас виновными. Естественно, мы с этим не согласны и будем это решение обжаловать, основываясь на отсутствии доказательств. То есть суд не исследовал материалы дела, которые были ему представлены, и вынес решение, основываясь, видимо, чисто на внутреннем убеждении, не углубляясь в фактические обстоятельства дела.

Марьяна Торочешникова: Адвокат Андрей Князев не согласен с ответчиками, заявляющими, что, взыскав 500 тысяч рублей с ЗАО "Европейские технологии и сервис", суд фактически признал их виновными в обрушении крыши.

Андрей Князев: Это означает, что они должны были подрядчика выбрать нормального. Если окажется, что были виновны строители, - значит, надо было другим строителям заказывать. Это как бы не наша головная боль, они поручили строительство туркам, которые там что-то не так, по-моему, смешали и так далее. Но выбирали-то они!

Марьяна Торочешникова: Сегодняшнее решение суда стало первым. Более десятка исков пострадавших во время аварии в "Трансвааль-парке" ждут рассмотрения в российских судах. Говорит адвокат, представляющий интересы части пострадавших в "Трансваале", Игорь Трунов.

Игорь Трунов: Это касается не только "Трансвааль-парка". Это дело прецедентное, оно касается возмещения вреда всем тем, кто пострадал от недобросовестного качества наших услуг и товаров. Поэтому вот этот институт компенсационно-штрафной, он должен начать работать, как он работает во всем мире, и он должен нормализовать рынок оказания услуг. Поэтому суммы должны быть существенными для того, кто виновен в том, что причинен вред жизни и здоровью человека. В данной ситуации я считаю, что сумма мизерна. Погибли два человека, ребенок остался сиротой, - и эта смешная сумма единоразовой компенсации, она, конечно, не соответствует ни рыночным реалиям сегодняшнего дня в нашей стране, ни, тем более, мировому опыту.

На сегодняшний день в стране отсутствует механизм расчета, то есть, если мы спросим у судьи, откуда она взяла эту цифру - 500 тысяч, она ничего не сможет объяснить. Потому что нормативного регламентирования, как рассчитать эту сумму, на сегодняшний день нет. Как практика судебная показывает, судебные дела крайне редки, связанные с гибелью людей от некачественных товаров и услуг, а компенсационно-штрафные санкции не работают только потому, что суммы небольшие. Для ответчика это сумма смешная, она его не дисциплинирует, поэтому мы считаем и мы будем настаивать на том, чтобы в суде допросили экспертов по оценке стоимости человека. И эти специалисты, которые есть в нашей стране, они рассчитали средний эквивалент стоимости жизни человека, и они говорят о том, что жизнь человека сегодня в России равна 300 тысяч долларов (в эквиваленте, естественно, в рублях). Поэтому мы будем настаивать на экспертом заключении и на том, чтобы сумма эта была гораздо выше.

Марьяна Торочешникова: Игорь Трунов рассказал также, что группа адвокатов, которую он возглавляет, представляет сейчас интересы 11 пострадавших в результате аварии в аквапарке. К рассмотрению этих исков московские суды приступят уже в сентябре.

Обрушение стеклянного купола московского аквапарка "Трансвааль-парк" произошло 14 февраля 2004 года в 19:15 по московскому времени. Площадь обрушения составила свыше 5 тысяч квадратных метров. В результате трагедии погибли 28 человек и свыше 100 пострадали.

XS
SM
MD
LG