Ссылки для упрощенного доступа

Где взять деньги на устранение последствий наводнения на юге России?


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: на Северном Кавказе - Лада Леденева и Юрий Багров, в Москве - Ольга Корнеева, Иван Трефилов и Марина Катыс, она беседовала с вице-президентом Российской Академии естественных наук Юрием Рахманиновым.

Петр Вайль: Масштабы экономического ущерба от сильнейшегонаводнения на юге России таковы, что правительство будетвынуждено пересмотреть бюджет на текущий год с учетом затрат на восстановление регионов, ставших жертвами стихии. В Ставропольском крае власти, не дожидаясь помощи федерального центра, активно изыскивают собственные средства. Эту инициативу похвалил Владимир Путин, который призвал руководство других регионов следовать этому примеру. Подробнее об экономическом ущербе от наводнения - Лада Леденева:

Лада Леденева: В результате небывалого по своим масштабам наводнения в зоне подтопления на юге России оказалось свыше 300 населенных пунктов. Полностью разрушено около 8 тысяч жилых домов. Кроме того, свыше 40 тысяч получили различные повреждения. Подтоплено более 52 тысяч домов. Стихией повреждено свыше 300 километров газопроводов, 400 мостов, 1300 километров автодорог, свыше 4 километров железнодорожных путей, свыше 900 километров линий электропередач, 200 километров водопроводов и 80 водозаборов. Более 150 населенных пунктов остались без электричества. Были эвакуированы более 100 тысяч человек, из которых около 40 тысяч вернулись в свои дома. По предварительным подсчетам материальный ущерб от наводнения в целом по югу России составил более 13,5 миллиардов рублей. По данным правительства Ставропольского края, материальный ущерб, причиненный стихией Ставрополью, составил 3 миллиарда 160 миллионов рублей. Эта цифра с каждым днем уточняется. 350 миллионов рублей - таковы убытки только в сельскохозяйственной отрасли Ставропольского края. Максимальный ущерб причинен сельскому хозяйству пяти районов - Минералводского, Георгиевского, Кочубеевского, Советского и Предгорного. Сейчас в пострадавшие районы подвозят новые семена, однако получить высокие урожаи на Ставрополье не надеются. Как отметили в министерстве сельского хозяйства Ставропольского края, в этом году вряд ли удастся достичь даже прошлогодних показателей.

В результате наводнения, вызванного небывалым уровнем воды в реках Кума, Подкумок и Кубань, погибло огромное количество скота. Ущерб, причиненный стихией ставропольскому скотоводству, пока не подсчитан. Известно лишь, что в первые дни после наводнения специальные бригады утилизировали ежедневно до 20 тонн павших животных.

В результате наводнения в республике Карачаево-Черкесия 10 человек погибли, до 2000 остались без собственного жилья. В результате сброса воды из Усть-Джигутинского водохранилище в зоне затопления оказались 8 районов, 25 населенных пунктов, более 5 тысяч домов. Более 500 домов повреждены, пострадали более 2 тысяч человек. Вышли из строя системы газо и водоснабжения, повреждены десятки километров линий электропередач. По последним данным, сумма материального ущерба, причиненного республике паводком, составила около 60 миллионов рублей.

Первая волна паводка затопила пять районов республики Кабардино-Балкария. Затопленными оказались более 3 тысяч жилых домов. Больше других пострадали от наводнения города, Прохладный и Майский, которые подтопили воды рек Малка и Терек. Со второй волной наводнения в минувший четверг от сильного ветра с дождем и градом пострадали 4 района Кабардино-Балкарии. Всего в республике от паводка и обрушившегося следом града пострадал 41 населенный пункт с населением более 50 тысяч жителей. Повреждены в разной степени 5 тысяч жилых домов, разрушены десятки мостов, сотни километров дорог и коммуникаций. На сегодняшний день около 300 домов в городе Прохладный по-прежнему остаются под водой. Степень их повреждения установить пока не удается.

Сумма материального ущерба, причиненного стихией региону в целом, с каждым днем уточняется и растет. Далеко не везде установлены системы жизнеобеспечения. По-прежнему сложная ситуация складывается в Ингушетии и Дагестане. Так, в Ингушетии отключены от систем энергоснабжения 34 населенных пункта, разрушено 137 и подтоплено 1300 жилых домов. В Дагестане без электричества остаются 9 населенных пунктов. В зоне затопления по-прежнему находятся около 3 тысяч жилых домов. В результате стихии пострадали 30 тысяч жителей этой республики.

Петр Вайль: Ущерб от наводнения на юге России, по предварительным данным, оценивается в 13 с половиной миллиардов рублей. Федеральное правительство уже предоставило регионам первую финансовую помощь. Однако, в Москве опасаются, что не все эти деньги будут потрачены по назначению. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Пока население пострадавших от стихии регионов пытается обустроить свою жизнь, федеральный центр подсчитывает убытки и ищет деньги для восстановления разрушенного. Министерство по чрезвычайным ситуациям сообщает, что предварительный ущерб от наводнения уже оценивается в 13 с половиной миллиардов рублей и эти данные еще не окончательные - в Дагестане, например, наводнение на убыль пока не идет. Но в Москве уже заявляют о выделении первых бюджетных денег на ликвидацию последствий стихийного бедствия. Так, представитель министерства финансов Алексей Улюкаев утверждает, что пострадавшим регионам по состоянию на сегодняшний день в виде авансовых трансфертов и бюджетных ссуд перечислено более миллиарда рублей. И, если верить правительственному чиновнику, скоро эта сумма вырастет как минимум еще в три раза. Это, похоже, и все, чем федеральный центр сможет помочь разрушенному югу России. В правительстве признают, что государственная казна имеет резервный фонд, предназначенный для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако, денег в нем не достаточно и, по словам Алексея Улюкаева, осенью исполнительная власть предложит исправить действующий бюджет, чтобы официально утвердить источники финансовой помощи пострадавшим районам страны.

Впрочем, к тому моменту, когда законодатели дадут свое согласие на изменение показателей федерального бюджета, большая часть из выделяемых правительством трех миллиардов рублей уже будет потрачена. И, как показывает практика других подобных кампаний, у контролирующих органов возникнет множество вопросов по поводу законности использования этих денег. Для примера можно вспомнить грандиозную стройку всероссийского масштаба, развернутую в 2001-м году на месте уничтоженного наводнением якутского Ленска. Тогда за его восстановление федеральный бюджет заплатил более миллиарда рублей и еще полтора миллиарда выделил республиканский бюджет. Город в рекордные сроки построили заново, но уже через пару месяцев Счетная палата России выявила многочисленные финансовые нарушения, допущенные в процессе ликвидации последствий стихийного бедствия.

Так, аудиторами было установлено, что строители сильно завышали утвержденную расчетную стоимость жилья - в результате общая сумма перерасходованных средств достигла 250 миллионов рублей. Деньги, полученные от страховых компаний на восстановление дорог, также далеко не всегда использовались по целевому назначению. А количество только выявленных махинаций, связанных с незаконным получением государственных жилищных сертификатов, вообще перевалило за сотню.

Теперь, похоже, эта история может повториться. Только деньги, вовлеченные в восстановление инфраструктуры пострадавших от наводнения территорий, будут совсем другие. Ведь помимо федеральных финансовых вливаний, на строительство пойдут страховые выплаты, бюджетные и внебюджетные запасы самих регионов, собственные средства государственных и частных компаний. Министерство по чрезвычайным ситуациям и Счетная палата утверждают, что готовы жестко контролировать целевое использование каждого рубля. Однако насколько удачно это у них получится, пока сказать невозможно. А тем временем местные власти уже пытаются завысить действительные потери своих территорий.

Петр Вайль: По результатам наводнения на юге России Генеральная прокуратура возбудила несколько уголовных дел. Задача следствия - выяснить, только ли природа виновна в гибели людей. В частности, прокуратура подозревает власти Краснодарского края в халатности, приведшей к аварийному сбросу воды в реку Кубань. О состоянии гидротехнических сооружений в России моя коллега Марина Катыс побеседовала с академиком РАН, вице-президентом Российской академии естественных наук Юрием Рахманиновым.

Марина Катыс: В связи с наводнением на юге России очень многие жители подозревают, что часть воды была просто сброшена, что были открыты плотины, и этим было обусловлено такое большое количество жертв и затоплений. С другой стороны, есть и такая точка зрения, что просто гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии, и эта большая вода после дождей просто привела к тому, что эти гидротехнические сооружения разрушились?

Юрий Рахманинов: Я боюсь говорить о причинах по этому вопросу, потому что работают специалисты, которые разберутся, может быть и то, и другое. Я могу сказать об определенных последствиях таких наводнений для систем водоснабжения. Недоброкачественная вода сейчас может быть причиной серьезных эпидемических вспышек.

Марина Катыс: В то же время прошли очередные ливневые дожди в Дагестане, и дамбы, и плотины разрушаются. Ведь, насколько я знаю, за последние годы не было инвестиций в ремонт этих гидротехнических сооружений?

Юрий Рахманинов: Здесь вы абсолютно правы, то, что все наше хозяйство приходит в упадок - это очевидная вещь, и на примере, конечно, таких дамб, а все дамбы должны строиться с учетом нагрузок экстремальных ситуаций, у них есть отводные каналы, по которым в этом случае должно все отводиться, и не исключено, что при таких интенсивных ливнях и прорывы возможны, и это могло быть одной из причин сильных разрушений, потому что одно дело, когда идет медленный перелив, а другое дело, когда разрушаются и устремляется большой поток, а, судя по информации, которая идет, и такие случаи имели место. Конечно, это уже безответственное, бесхозяйственное отношение к своим обязанностям.

Марина Катыс: А в принципе, кому сейчас принадлежат все гидротехнические сооружения, дамбы, плотины на больших и малых реках, кто несет ответственность за их состояние?

Юрий Рахманинов: По идее они должны относиться к системе Минводхоза. Я затрудняюсь определить точно, поскольку столько было изменений и перетрубаций в руководстве, что сказать, к кому сейчас относятся гидротехнические сооружения, я затрудняюсь.

Марина Катыс: Уже несколько лет идут рассуждения о том, что плотины в России находятся в не катастрофическом, но аварийном состоянии?

Юрий Рахманинов: Это абсолютно точно, тут и сомневаться нее нужно. Один из людей, который этому посвятил всю жизнь, это академик Румянцев Игорь Семенович, неоднократно он уже поднимал вопросы о том, что плотины разрушаются, что могут быть очень серьезные последствия, вообще плотины сами по себе - очень дискуссионный сейчас вопрос, о пользе и ущербе от этих плотин, а когда этому не уделяется должное внимание и финансирование, то ущерб этот может быть еще более серьезным и более разрушительным. Это сейчас Северный Кавказ. А если мы сейчас посмотрим на Волгу, она вся зарегулирована этими плотинами, и они разрушаются, об этом тоже ставился вопрос, а если уже большая вода пойдет по Волге, и если где будет прорыв, то это будет как ураган, так что это очень серьезная проблема, и я считаю, что на нее надо обратить очень большое внимание нашим ответственным ведомствам и министерствам.

Петр Вайль: И еще один поворот той же темы, стихийного бедствия - российское правительство утвердило размеры компенсаций потерпевшим от бедствия на юге страны. Согласно этому проекту по 2 тысячи рублей получат все семьи, пострадавшие от наводнения, по 20 тысяч - частично лишившиеся имущества, по 50 тысяч - те, кто лишился его полностью. Однако, тысячи людей в зоне бедствия до сих пор лишены какой-либо гуманитарной помощи. Тяжелая ситуация сохраняется в горной части Северного Кавказа. Слово нашему корреспонденту Юрию Багрову:

Юрий Багров: Десятки тысяч людей остались без крова в результате обширного наводнения на юге России. Масштабы разрушений огромны. В некоторых местах стихия накрывала целые села. В Ставропольском и Краснодарском краях, в Моздокском районе Северной Осетии разбиты палаточные лагеря для потерявших жилище людей. МЧС-овцы регулярно доставляют туда хлеб, сахар, макаронные изделия и питьевую воду. Запасов продовольствия в МЧС пока хватает, но как долго сохранится такое положение - неизвестно. Информация о том, что жителям Северного Кавказа, потерявшим свои дома, были выплачены компенсации в размере 50 тысяч рублей, привела людей в уныние. Этой суммы едва ли хватит, чтобы заново отстроить фундамент. Критическая ситуация складывается с поставками питьевой воды в зону бедствия. И это несмотря на то, что на Северном Кавказе расположены десятки крупных предприятий, изготавливающих минеральную воду. В некоторых палаточных лагерях Ставрополья полуторалитровую бутылку чистой воды продавали за 80 рублей. Объемы гуманитарной помощи возросли лишь после того, как в конце прошлой недели руководители некоторых краев и республик провели расширенное заседание правительства с руководителями крупных коммерческих предприятий Северного Кавказа. Уже в субботу вечером поступили сообщения о том, что в районы, пострадавшие от стихии, коммерческие структуры Краснодарского края направили упаковки минеральной воды на сумму 176 тысяч рублей, дезинфицирующих средств на сумму в 127 тысяч рублей. Отправились в зону бедствия и большегрузные машины с сахаром, крупами, консервами, вермишелью, колбасными изделиями. Всего коммерсанты из Краснодарского края оказали помощь на сумму более 500 тысяч рублей. Предприятие "Моздокские узоры" Северной Осетии объявило о том, что снабдит пострадавших людей комплектами постельного белья. Несмотря на это, в зонах бедствия ощущается нехватка гуманитарной помощи, не отлажена система координации поставок продовольствия. В некоторые места помощь до сих пор не поступила. Особенно много таких селений в горной части Кавказа. Впрочем, люди в изолированных горных районах на помощь МЧС-овцев не очень рассчитывают. Пока их спасает домашнее хозяйство и запасы, приготовленные на зиму. Как долго продлится такое положение - прогнозировать трудно. Специалисты пока не называют сроков восстановления горных автодорог.

Петр Вайль: В Москве, в Российском Красном Кресте создан оперативный штаб по оказанию помощи пострадавшим от наводнения на юге России. Рассказывает Ольга Корнеева:

Ольга Корнеева: С самого раннего утра в Московский городской комитет Российского Красного креста жители столицы приносят вещи для пострадавших от наводнения на юге России. Желающих помочь соотечественникам пока не очень много. Люди разного достатка приносят коробки и пакеты с одеждой, обувью и медикаментами. Большинству приходится отказывать, так как сотрудники этой организации не принимают старые вещи. По словам пресс-секретаря Российского Красного Креста Татьяны Кленицкой, окружные комитеты Московского Красного Креста направили запросы организациям и предприятиям столицы с просьбой закупить товары для пострадавших от наводнения, но пока все ответили отказом. Тем не менее, вчера из Москвы на юге России ушла машина с помощью. КАМАЗ наполнили одеждой и обувью, медикаментами и продуктами с собственных складов благотворительных организаций.

С самого первого дня наводнения Российский Красный Крест объявил сбор помощи пострадавшим. Быстрее и охотнее всех на этот призыв откликнулись сочинцы. На сегодняшний день уже собрано полторы тысячи тонн помощи. Сочинские предприятия и организации покупают для пострадавших мебель, холодильники, ковры, одеяла, а также одежду и обувь. В пятницу очередной караван КАМАЗов отправится в зону наводнения. Точный размер помощи, которую оказал Красный Крест региону, станет известен в ближайшие дни, когда весь груз дойдет до места назначения. Более 3 тысяч семей Ставропольского края получили продукты, одеяла, питьевую воду, пластины для временных жилищ от Международного комитета Красного Креста. Значительная финансовая помощь для пострадавших районов ожидается также из-за границы. Российский Красный Крест направил в Женеву, в Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, срочное обращение с просьбой направить в Россию 50 тысяч швейцарских франков из специального фонда оказания срочной помощи. Американское, германское и испанское общества Красного Креста готовы выделить деньги для оказания помощи пострадавшим. На какую сумму точно могут рассчитывать пострадавшие районы - определит мониторинговая комиссия Международного Красного Креста. Ее сотрудники сейчас находятся в зоне наводнения и определяют размеры ущерба.

XS
SM
MD
LG