Ссылки для упрощенного доступа

Итоги работы комиссии по расследованию причин катастрофы космического челнока "Колумбия"


Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Абаринов и Ян Рунов - он беседовал с академиком, сотрудником Эйзенхауэровского института, профессором физики в Мэрилендском университете Роальдом Сагдеевым.

Владимир Бабурин: Комиссия по расследованию причин катастрофы космического челнока "Колумбия" пришла к окончательным выводам. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Космический корабль многоразового использования "Колумбия" потерпел катастрофу 1 февраля этого года в плотных слоях атмосферы, возвращаясь на Землю после полета к Международной космической станции. Все семь находившихся на борту астронавтов погибли. Мощный взрыв разбросал обломки шаттла на огромной территории двух штатов – Техаса и Луизианы. К поисковым работам было привлечено в общей сложности около 30 тысяч человек. Им удалось собрать более 40 тонн обломков, что составляет примерно 38 процентов всей массы корабля. Среди находок оказался бортовой самописец с записью показаний приборов в последние минуты перед взрывом и части пострадавшего крыла, ставшего, по мнению экспертов, причиной аварии.

Этот вывод комиссии не стал новостью - о нем уже говорили специалисты, но говорили предположительно, а теперь члены комиссии заявили об этом вполне официально. Они полагают, что трагедия шаттла стала результатом роковой случайности. Примерно через полторы минуты после старта от обшивки внешнего топливного бака оторвался кусок термоизолируюшего пенопласта весом в три с лишним килограмма. Падая с огромной скоростью 800 километров в час, он зацепил переднюю кромку левого крыла шаттла и при этом частично разрушил термостойкое керамическое покрытие. Этот дефект, никак не проявившийся в ходе полета, в полной мере проявил себя при посадке. Через пробоину в покрытии в полость крыла ворвались раскаленные газы и расплавили его.

Как пояснил на пресс-конференции в Вашингтоне глава комиссии Харольд Геман, инциденты с отрывом мелких кусков пенопласта случались и раньше, полностью избавиться от них невозможно. Однако впервые от обшивки топливного бака оторвался такой тяжелый фрагмент. Геман считает, что Национальное агентство по аэронавтике и космическим исследованиям вполне способно справиться с этой проблемой. Он заявил, что не сомневается в том, что возвращение на орбиту трех оставшихся челноков, полеты которых были приостановлены вплоть до выяснения причин катастрофы, будет вполне безопасным. Однако агентству необходимо решить накопившиеся проблемы управления, подчеркнул председатель комиссии. Доклад комиссии будет готов к середине июля - с тем, чтобы с ним успели ознакомиться до летних каникул члены Конгресса. По словам Гемана, половина документа будет посвящена административным проблемам НАСА. Кроме того, как заявил Геман, не терпит отлагательства вопрос о замене космических челноков более современными аппаратами.

Владимир Бабурин: Наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов попросил прокомментировать предварительные выводы комиссии по расследованию гибели космического челнока "Колумбия" академика, сотрудника Эйзенхауэровского института, профессора физики в Мэрилендском университете Роальда Сагдеева.

Роальд Сагдеев: Комиссия укрепилась в своем предварительном мнении, что основной причиной катастрофы является удар большого куска пенопласта. Более того, комиссия сейчас считает, что она может показать на конкретное место на левом крыле шаттла, по которому пришелся этот удар.

Ян Рунов: Это так называемая восьмая панель?

Роальд Сагдеев: Это восьмая панель. А всего крыло состоит из 22 панелей.

Ян Рунов: Какие конкретные меры экспертная комиссия рекомендует предпринять, чтобы подобные аварии не повторились в будущем?

Роальд Сагдеев: Мне кажется, что в рабочем порядке контакт между комиссией и инженерами НАСА имел место давно, и НАСА уже занималась тем, что сейчас можно считать принятием к руководству рекомендаций комиссии. Первое - это устранить, или существенно уменьшить, риск того, что куски пенопласта будут продолжать срываться с топливных баков и ударять по шаттлу. Второе - укрепить конструкцию шаттла, чтобы уж если такой удар произойдет, чтобы он не привел к катастрофе. Наконец, третье: в случае, если все-таки такая авария произойдет, и шаттл окажется на орбите в дефективном состоянии, создать условия, предусмотреть сценарий, чтобы экипаж мог выйти наружу, осмотреть шаттл и произвести текущий ремонт.

Ян Рунов: Объясните, пожалуйста, как шаттл, получивший повреждения при взлете, нормально выполнял свою орбитальную миссию и взорвался при посадке?

Роальд Сагдеев: Дело в том, что на взлете тепловая нагрузка на несущие панели сравнительно невелика. В основном, эта нагрузка проявляется при спуске. Это все равно, что неудачный прыгун в воду падает плашмя на поверхность воды и отшибает себе живот. Такая же ситуация и с шаттлом. Шаттл буквально почти плашмя падает на плотную атмосферу. В то же время, в таком состоянии, с дефективным крылом, он может довольно долго летать на орбите.

Ян Рунов: Согласны ли вы с оптимистическим заявлением председателя экспертной комиссии адмирала Гемана, будто космический челнок "Колумбия" сможет возобновить полеты уже через 6-9 месяцев?

Роальд Сагдеев: Я думаю, что это реальная оценка, так считает адмирал Геман, глава этой комиссии, и так считают инженеры НАСА, они, по-видимому, уже обсудили всю ситуацию. Но теперь все будет зависеть от решения вышестоящей инстанции, от комиссии, которая была создана Конгрессом США, и на заседании этой комиссии адмирал Геман и его коллеги будут выступать, как эксперты-обвинители, а НАСА - как обвиняемая, или как защищающаяся сторона.

XS
SM
MD
LG