Ссылки для упрощенного доступа

Трагедия в Северной Корее – почему власти страны скрывают подробности?


Программу ведет Андрей Шароградский. Над темой работали Мелани Бачина и Михаил Саленков - он беседовал с директором Центра корееведения Московского государственного университета Михаилом Паком.

Андрей Шароградский: Крупная катастрофа произошла в четверг вечером в Северной Корее. В том, что она действительно произошла, уже можно не сомневаться, очевидно и то, что число жертв очень велико. Однако детали, прежде всего из-за поведения северокорейских властей, до сих пор не ясны. Рассказывает моя коллега Мелани Бачина:

Мелани Бачина: Согласно поступившим сообщениям, катастрофа произошла на станции Ренчхон неподалеку от границы с Китайской народной республикой. Это случилось через несколько часов после того, как через станцию проследовал поезд лидера КНДР Ким Чен Ира, только что посетившего Пекин. В первые часы после взрыва сообщалось о почти трех тысячах погибших, позже представители Международного Красного креста заявили, что погибли более 50 человек, свыше тысячи двухсот – ранены. Сотрудница гуманитарной организации из Ирландии Энн О'Махон, в интервью ирландскому радио сообщила из Пхеньяна, что число погибших, по данным государственных средств массовой информации КНДР - 150, ранения получили более тысячи человек. По словам О'Махон, представители международных гуманитарных организаций смогут посетить место катастрофы в субботу.

Причиной аварии стало, судя по всему, столкновение поездов, перевозивших нефтепродукты. Южнокорейские эксперты полагают, что мощность взрыва могла составлять 26 с половиной тонн в тротиловом эквиваленте. Взрыв уничтожил поселок рядом со станцией, обломки разлетелись на несколько километров вокруг эпицентра. Версию столкновения подтвердил южнокорейский министр по делам объединения Чон Се Хен:

Чон Се Хен: Насколько я понимаю, есть сообщения, что в настоящий момент все поезда остановлены между Ренчхоном и Даньдунем.

Мелани Бачина: Китайский город Даньдун находится вблизи северокорейской границы и есть сообщения, что его жители также пострадали. Южнокорейский министр опроверг предположения о том, что произошедшее - результат попытки покушения на Ким Чен Ира.

Чон Се Хен: Данных, подтверждающих эту версию нет. К катастрофе мог привести несчастный случай.

Мелани Бачина: Свою помощь Северной Корее уже предложили Китай и другие страны, многие международные организации. ЕС также намерен оказать КНДР гуманитарную помощь. Северокорейские власти уже предложили представителю ЕС в Пхеньяне прибыть на место трагедии для предварительной оценки масштабов ущерба. Пока эта оценка не будет осуществлена, Еврокомиссия не может определить объем гуманитарной помощи КНДР со стороны ЕС - сказал представитель Еврокомиссии. На месте трагедии работают сотрудники Красного креста. Говорит Джон Спэрроу, пресс-секретарь Международной Федерации Красного креста.

Джон Спэрроу: На место катастрофы прибыли сотрудники Северокорейского Красного креста. Власти сказали им, что трагедия произошла из-за того, что на воздух взлетели вагоны со взрывчаткой. Взрывчатка этого типа используется при разных работах, например, в горном деле. Число жертв будет, видимо, расти, поскольку нам сказали, что при взрывах были полностью снесены 1850 домов и 6 тысяч 350 частично разрушены.

Мелани Бачина: В Вашингтоне представитель госдепартамента США Ричард Баучер сказал:

Ричард Баучер: Мы внимательно следим за сообщениями о катастрофе в Северной Корее. Судя по всему, число жертв очень велико. Мы всегда готовы оказать помощь населению Северной Кореи, но пока ситуация неясна, и мы не знаем, какую именно помощь можем предложить.

Мелани Бачина: Северокорейские власти долгое время хранили молчание по поводу катастрофы, в стране введено чрезвычайное положение.

Андрей Шароградский: О том, почему власти Северной Кореи столь неохотно комментируют произошедшее, корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков беседовал с директором Центра корееведения Московского государственного университета Михаилом Паком.

Михаил Саленков: Почему руководство КНДР так неохотно предоставляет информацию?

Михаил Пак: В обычае руководства Северной Кореи всегда давать как можно меньше информации. В условиях закрытого государства - чем меньше информации, тем прочнее строй.

Михаил Саленков: Южнокорейское информационное агентство сообщило, что северокорейские власти даже отключили международную связь, чтобы не допустить утечки информации. Чем объясняется такая боязнь того, что уйдет эта информация?

Михаил Пак: В объеме. Очевидно, катастрофа все-таки немаленькая, имеющая значение и для внутренней обстановки в стране. Поэтому предпочитают и внутри страны, и вовне держать всех при минимальной информации. Надо подготовить соответствующую информацию, необязательно, чтобы эта информация совпадала с реальными событиями.

Михаил Саленков: Как вы думаете, внутри страны какую реакцию может вызвать такое отсутствие информации о катастрофе?

Михаил Пак: Чем меньше знаешь, тем спокойнее. Распространение подобной информации может вызвать всякого рода нежелательные реакции. Нам трудно сказать сейчас, потому что всегда, в общем-то, Северная Корея отличалась спокойствием внутренней обстановки, наличием полной дисциплины и порядка, полным подчинением населения руководству государства.

Михаил Саленков: То, что Северная Корея все-таки решила принять помощь от Международного Красного креста, означает ли это, что руководство страны отказалось от своих принципов ради спасения людей?

Михаил Пак: Что значит от своих принципов? Принципы не мешают им принимать внешнюю помощь. Задача состоит в том, чтобы правильно с точки зрения руководства подать, пропагандистски объяснить характер этой помощи. Весь строй состоит в том, чтобы показать величие, значит, и помощь приходит не потому, что международная общественность проявляет человеколюбие и гуманность, а потому, что мудро руководят государством.

Михаил Саленков: Почему именно Сеул обратился к миру с просьбой помочь Пхеньяну?

Михаил Пак: Политика Юга состоит в том, чтобы мирным путем достичь объединения страны. Если нет необходимого массового контакта между населением или правительственными даже кругами, то это не по вине южной части полуострова. Север все время микродозами осуществляет и сами переговоры с Югом, и такими же микродозами дает информацию.

XS
SM
MD
LG