Ссылки для упрощенного доступа

В Москву на переговоры с родственниками жертв авиакатастрофы над Боденским озером прилетел известный адвокат Геррит Вильманс


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Кирилл Кобрин: Прошло 20 месяцев со дня трагедии в небе над Германией, когда в воздухе столкнулись самолеты "ТУ-154" и "Боинг-757". Погиб 71 авиапассажир, в том числе 45 детей из Башкирии. Виновные в гибели детей не выявлены. Государственная комиссия в Брауншвейге не завершила расследование авиакатастрофы. Родственники погибших пассажиров до сих пор не получили положенные им компенсационные выплаты от страховых компаний. Убийство швейцарского диспетчера компании "Skyguide" еще больше осложнило ситуацию вокруг трагедии. В Москву на очередные переговоры с близкими погибших прилетел известный немецкий адвокат Геррит Вильманс. С ним встретился наш корреспондент Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров: Авиакатастрофа над Боденским озером вновь привлекла внимание общественности после того, как произошла еще одна трагедия. 24 февраля этого года у себя дома в Клотоне был убит швейцарский диспетчер компании "Skyguide" Питер Нильсон, не сумевший в ту роковую июльскую ночь 2002-го года развести самолеты. Подозрение пало на российского гражданина, уроженца Владикавказа Виталия Калоева, потерявшего в авиакатастрофе всю семью. Он был арестован швейцарской полицией в том же Клотоне, но обвинение ему до сих пор не предъявлено, хотя о косвенных доказательствах сказано немало. В свою очередь Виталий Калоев полностью отрицает свою вину. Известие о смерти швейцарского диспетчера застало врасплох родственников погибших пассажиров из Уфы, большинство которых до сих пор не получили компенсационные выплаты. Люди, потерявшие родных и близких, вновь напомнили о себе общественности. В Москву зачастили немецкие адвокаты, представляющие интересы самой большой группы потерпевших из Уфы. Вчера на один день в российскую столицу прилетел Геррит Вильманс и привез с собой очередное предложение от юристов компании "Skyguide". На вопрос, насколько может повлиять на ситуацию убийство швейцарского диспетчера, Геррит Вильманс ответил так.

Геррит Вильманс: Одно я уже могу сказать точно - это дело никак не затормозит процесс с переговорами. Поскольку мы как в Германии, так и в Швейцарии работаем с очень профессиональными адвокатскими конторами, которые очень хорошо понимают, что уголовно-криминальное дело с подозреваемым, это дело одного человека, и оно никак не может повлиять на процесс переговоров о возмещении ущерба, касающийся многих людей как в Уфе, в Бресте, так и во Владикавказе.

Мумин Шакиров: По мнению многих наблюдателей, процесс выплаты компенсаций тормозит государственная комиссия по расследованию авиакатастроф в Брауншвейге. Эксперты до сих пор не опубликовали итоги своей работы. Первоначально доклад ждали в марте, но в Швейцарии отвечают, что документы не появятся раньше мая этого года. Немецкий адвокат Геррит Вильманс считает, что затягивание этого вопроса может еще больше усложнить процесс выплаты компенсаций.

Геррит Вильманс: Основная причина, которая называется для оттягивания опубликования отчета, это то, что в данный момент комиссия занимается расследованием последних авиакатастроф. Не хотел бы вдаваться в критику этого дела, но могу сказать, что это оттягивание с опубликованием отчета очень сильно затрудняет нашу работу. И теперь опубликование отчета будет уже назначено на тот срок, когда по Варшавской конвенции проходит срок, когда родственники погибших могут обратиться в суд. Если дело будет продолжаться так дальше, если не будет достигнуто мировое соглашение, то нам придется обратиться в суд, не зная точное положение дел.

Мумин Шакиров: Это означает, что потерпевшие не могут подать в суд на перевозчиков, в данном случае на "Башкирские авиалинии", которые, согласно закону и действующим правилам, являются ответственными за гибель людей, ведь истинные виновные пока не выявлены. По словам Геррита Вильманса, компания "Skyguide" не заинтересована в затягивании этого процесса, и она готова к заключению внесудебного соглашения. Это означает, что стороны договариваются без судебных органов о размерах компенсационных выплат. Каковы будут действия адвокатов потерпевших, если не удастся заключить это мировое соглашение?

Геррит Вильманс: Вы можете сказать, что переговоры находятся в решающей стадии. То есть нам приходится делать выбор - либо подавать в суд, чтобы не упустить срок, либо будет заключено соглашение, либо нам придется идти в суд в Америке. Решение об этом будет принято в ближайшее время.

Мумин Шакиров: Адвокат Геррит Вильманс встретился в Москве с координатором самой большой группы потерпевших из России Юлией Федотовой и передал им последние условия швейцарской и германской сторон. Суммы в таких случаях обычно не называются, но понятно, что речь идет о десятках миллионов евро. Еще год назад в беседе с корреспондентом Радио Свобода Юлия Федотова, а она потеряла в авиакатастрофе 15-летнюю дочь, говорила о том, что компенсационные выплаты должны быть на уровне цивилизованных стран. Ею называлась сумма не менее одного миллиона долларов за погибшего родственника. На вопрос, с каким предложением от юристов "Skyguide" приехал Геррит Вильманс, Федотова ответила следующее.

Юлия Федотова: Геррит Вильманс привез нам предложение, которое нам сделали стороны платящие, в данном случае Германия, Швейцария и "Skyguide". Это предложение не сильно отличается от предыдущего. Единственные изменения произошли в том, что нам предлагают получить выплаты на каждого из погибших без учета количества членов семьи, оставшихся в живых.

Мумин Шакиров: Скажите, вы приняли какое-то решение или идут у вас консультации с родственниками погибших пассажиров?

Юлия Федотова: В настоящее время, поскольку я только ночью вернулась из Москвы, с завтрашнего дня начнутся переговоры с родственниками. Я буду им рассказывать об этом предложении, и они будут принимать решение.

Мумин Шакиров: Юлия, а чем отличается это предложение от предыдущих?

Юлия Федотова: Единственное - тем, что я вам сказала, что выплаты будут производиться на каждого из погибших, независимо от количества родственников. Изменение суммы очень незначительное, то есть о чем не стоит говорить.

Мумин Шакиров: Какова ваша позиция на сегодняшний момент?

Юлия Федотова: На сегодняшний момент я не готова принять такое предложение в том варианте, в каком оно высказано. Но я считаю, что при определенном обсуждении, при определенном изменении своих позиций со стороны платящих, я могла бы принять предложение.

Мумин Шакиров: До гибели швейцарского диспетчера общественное мнение было явно на стороне родственников погибших пассажиров башкирского "ТУ-154". Местные газеты не раз критиковали потенциальных виновников за то, что медленно продвигается расследование, и люди, потерявшие родных и близких, не получили компенсационные выплаты. Насколько переменились настроения немцев и швейцарцев?

Геррит Вильманс: Это очень сложно сказать. Вы сами очень хорошо знаете, что различные средства массовой информации представляют разные версии. Были различные точки зрения и различные мнения. То есть можно ли это было предотвратить лучшей заботой о родственниках, можно ли это было предотвратить какими-то другими делами? Как можно было поступить, чтобы этого не было? Естественно, это оказывает определенное давление на "Skyguide", но на ведение переговоров о возмещении ущерба это влияния не имеет, и я бы не хотел слишком много об этом говорить.

Мумин Шакиров: Примечательно, что родственники 12 членов экипажа уже получили компенсационные выплаты. По мнению экспертов, немецкому адвокату Эльмару Гимулле удалось уговорить пойти на уступки родных и близких летчиков и стюардесс и отказаться от дальнейшей борьбы с компанией "Skyguide". По оценкам специалистов, люди приняли правильное решение, так как не исключено, что виновными могут быть признаны и члены экипажа "ТУ-154", которые выполнили команду швейцарского диспетчера, а не подчинились указаниям приборов, которые предупреждали о том, что на той же высоте, что и "ТУ-154", летит почтовый "Боинг-757".

XS
SM
MD
LG